Вокзал станции Орша
История вокзала
Первое деревянное здание железнодорожного вокзала станции Орша было построено в 1871 году с введением в эксплуатацию Московско-Брестской железной дороги.
В 1912 году на месте старого было построено бетонное двухэтажное здание (архитектор – И. И. Струков), которое с западной и восточной стороны имело по две четырехгранные колонны с зубчатым парапетом.
В середине 30-х гг. XX века пассажиропоток через станцию Орша значительно увеличился, возникла необходимость в расширении вокзала. Был разработан проект его достройки и за три предвоенных года выполнены некоторые работы по внутренней планировке и отделке, а также наружное обустройство.
В годы Великой Отечественной войны здание вокзала было частично разрушено.
В 1944-м началось восстановление здания вокзала в соответствии с первоначальным проектом, и в конце 1947 года вокзал был полностью восстановлен. По замыслу архитектора Н. И. Туманской были внесены значительные изменения в его архитектурно-художественное оформление. На территории станции недалеко от здания вокзала установлен памятник К.С. Заслонову по проекту З.И. Азгура.
В 1953 году здание вокзала достраивалось, на западной и восточной сторонах появился второй этаж.
В 1980-м вокзал украсили новые интерьеры, была выполнена частичная перепланировка помещений. Таким вокзал оставался до 2002 года.
С 2002 по 2004 годы проводилась реконструкция вокзала, которая в основном каснулась внутренней перепланировки и благоустройства территории вокруг вокзала.
В 2007 году постановлением Совета Министров Республики Беларусь здание Оршанского железнодорожного вокзала наделено статусом историко-культурной ценности.
Украшением вокзала являются три репродукции великих русских художников.
«В.И. Ленин провозглашает советскую власть» В.И. Серов, 1947 г.
Народный художник СССР Владимир Серов наиболее известен как автор картин историко-революционного жанра. Важное место в его творчестве занимала фигура основателя Советского государства Владимира Ленина.
Свою самую известную картину он создал как ударник — к знаменательной дате, 30-летию Октябрьской революции. Картина Владимира Серова «Ленин провозглашает советскую власть» стала визитной карточкой соцреализма и важнейших событий в истории страны. Миллионы копий изображения украшали плакаты, школьные учебники и почтовые марки.
Вождь революции изображен в зале Смольного института благородных девиц, который стал местом исторических событий 1917 года. Ленин у Серова получился вдохновенный и целеустремлённый. Каждый персонаж из «гремящего овацией актового зала» свидетельствует: на наших глазах свершается история.
«Сосны, освещенные солнцем» И.И. Шишкин, 1886 г.
Иван Иванович Шишкин — один из самых известных русских художников-пейзажистов XIX века. Он создал великолепные картины, изображающие леса, луга, поля. Сила этого живописца — в правдивом реалистичном изображении. Можно сказать, что он создавал портреты деревьев, настолько точно они изображены на его полотнах.
Посмотрите на картину Ивана Шишкина «Сосны, освещенные солнцем». Она не так известна, как другие, но в полной мере говорит о его мастерстве. Уже название картины говорит о том, что в ней отображены любимые мотивы художника: лес, деревья, свет. На полотне изображен фрагмент соснового леса или бора. Деревья в нем растут довольно редко, а солнце легко проникает сквозь хвойные кроны.
Вся картина пропитана огромной задушевностью и искренностью. Автор очень точно передал цвета, формы, оттенки. В наше время такую картину можно принять за фото, настолько реалистично изображены мельчайшие детали.
Произведение «Сосны, освещенные солнцем» Ивана Шишкина называют одним из самых романтичных и поэтичных. На картину смотришь и представляешь себя среди тех сосен, солнце щекочет твое тело, и ты вдыхаешь сладкие запахи хвои. Ты на мгновение засыпаешь и окунаешься в сказочный мир, наполненный теплом, светом и радостью.
«Дорога в зимнем лесу» Ю.Ю. Клевер, первая половина ХХ-века
Юлий Юльевич Клевер. Современному зрителю это имя мало знакомо. А когда-то оно гремело по всей России! Он был любимым живописцем царской семьи. Многочисленные произведения Клевера тысячами репродукций расходились по всей стране, воспроизводились на шкатулках и брошках, копировались и подделывались как профессионалами, так и дилетантами.
Тема большинства полотен Юлия Клевера — романтическая и суровая северная природа. Художник часто писал пасмурную и дождливую осень, а также зиму. Основные мотивы для своих пейзажей он брал из природы своей родины, Прибалтийского края. Для работ Клевера характерны некоторая театральность, драматизация пространства, любовь к вечернему и ночному освещению.
Зимний русский пейзаж часто не менее завораживающий, и точно более сказочный, чем летний или даже весенний. Он великолепно писал любой пейзаж – эффектную осень и суровую сказочную зиму. Так и на картине «Дорога в зимнем лесу» автор виртуозно показывает неуловимыми штрихами скованные снегом ветви. Нам сразу видно, что зима не только снежная, но холодная, лютая. Однако, несмотря на темное небо и мрачный лес, картина не создает впечатления мрачности. Картина несет ощущение сказки.