Паровозы серии ТЩ, или просто «Теща» — немецкие военные паровозы, полученные СССР в качестве трофеев,
и эксплуатировавшиеся на железных дорогах СССР в 1940–1960-х годах
Осевая формула | 0-5-0 |
Общая масса | 76,6 т |
Сцепная масса | 76,6 т |
Конструкционная скорость | 60 км/ч |
Диаметр движущих колес | 1400 мм |
Испаряющая поверхность нагрева котла | 143,3 м² |
Площадь колосниковой решетки | 2,6 м² |
Диаметр цилиндров | 630 мм |
Ход поршня | 660 мм |
Поверхность нагрева пароперегревателя | 58,9 м² |
Давление пара в котле | 12 кгс/см2 |
Паровозы серии (ранее G10) в Германии были одной из распространенных серий. Всего для нужд немецких железных дорог их было построено 2580 паровоза. Во время Великой отечественной войны на временно оккупированной территории СССР паровозы BR57 выполняли большую часть перевозок для нужд немецкой армии (фронтовых перевозок). Поэтому неудивительно, что довольно большое количество паровозов этой серии оказалось после войны на территории СССР в качестве трофеев. В отдельные периоды эти паровозы составляли большую часть парка депо.
В 1953 году паровозы получили буквенное наименование ТЩ — то есть трофейный паровоз, аналогичный по параметрам отечественной серии Щ (так называемая «Щука»). К паровозам серии ТЩ довольно быстро прикрепилось прозвище «Теща». Из-за этого при общении ветеранами-паровозниками не удается установить номера паровозов, которые были в местных депо — ветераны лишь указывают, что «теща точно была», хотя номера многих паровозов отечественных серий помнят наизусть.
Во время эксплуатации паровозы «обрастали» деталями и агрегатами, характерными для наших паровозов, что порой довольно существенно изменяло внешний вид паровоза и приближало их к внешнему виду отечественных паровозов. В первую очередь заменяли крышки дымовой камеры на отечественную с маленькой дверцей, наращивали стенки угольной ямы. Для более комфортной езды в условиях русской зимы устанавливали контрбудку на тендере. По мере износа, турбогенераторы, предохранительные клапана заменяли на отечественные, а после полного перевода подвижного состава на автосцепку — снимали буфера.
Паровозы серии ТЩ были в эксплуатации в сети МПС до 1958 года, а в промышленности — до конца 60-х годов. К сожалению, до наших дней на территории бывшего СССР ни одного паровоза серии ТЩ не сохранилось.