Cерия ТЩСерия 55

Паровоз серии ТО

Паровозы серии ТО - немецкие военные паровозы, полученные СССР в качестве трофеев, и эксплуатировавшиеся на железных дорогах СССР
в 1940–1950-х годах.

Основные характеристики

Осевая формула 1-4-0
Общая масса 83,5 т
Сцепная масса 70,2 т
Конструкционная скорость 65 км/ч
Диаметр движущих колес 1400 мм
Испаряющая поверхность нагрева котла 163,5 м²
Площадь колосниковой решетки 3,4 м²
Диаметр цилиндров 630 мм
Ход поршня 660 мм
Поверхность нагрева пароперегревателя 53,1 м²
Давление пара в котле 14 кгс/см2

 

Подробнее о паровозе

Во время наступления советских войск зимой в 1942-1943 гг. в качестве трофеев были получены немецкие грузовые паровозы средней мощности типа 0-4-0 серии 55, типа 1-4-0 серии 56 и типа 0-5-0 серии 57. Паровозы этих серий поступали на советские железные дороги и в последующие годы. В отличие от паровозов серии 52, у которых в процессе изготовления основные размеры не менялись и практически не нарушалась взаимозаменяемость деталей, перечисленные выше паровозы средней мощности имели в составе серии локомотивы не только с большими конструктивными отличиями, но и с разным весом, основными размерами и максимальными скоростями. Так, паровозов серии 55 было двенадцать разновидностей, серии 56 — шестнадцать и серии 57 — тринадцать. На железные дороги Советского Союза поступило около восьмисот паровозов серии 55, около четырехсот серии 56 и около девятисот серии 57.

Наиболее сильными из указанных локомотивов были паровозы серии 57 (наибольший сцепной вес), наиболее мощными — паровозы серии 56 (наибольшие размеры испаряющей поверхности и площади колосниковой решетки котла), самыми слабыми — паровозы серии 55.

Паровозы серии 56 начал строить в 1893 году завод Ганомаг, затем — в 1902 году — завод Гартман, в 1905 году — Краусс в Мюнхене, в 1908 году — Маффей, в 1910 году — Карлсруэ, в 1919 году — Геншель и в 1934 году — Борзиг. Паровозы разных заводов, а иногда и одного завода, но разных годов постройки имели значительные конструктивные отличия, что привело к большому числу разновидностей в серии 56. Были построены паровозы с простой двухцилиндровой паровой машиной, с двухцилиндровой машиной компаунд, с четырехцилиндровой машиной компаунд, с трехцилиндровой простой машиной. Большинство паровозов имело листовые рамы, на части локомотивов рамы были выполнены брусковыми.

Переделанные на колею 1524 мм двухцилиндровые паровозы серии 56 получили на советских железных дорогах обозначение серии ТО. Последние паровозы этой серии были исключены из парка МПС в 1957 году.