Паровозы серии ТЕ — немецкие военные паровозы, в большом количестве полученные СССР в качестве трофеев, и эксплуатировавшиеся на железных дорогах
СССР в 1940—1970-х годах.
Осевая формула | 1-5-0 |
Длина локомотива | 22 940 мм |
Общая масса | 86,8 т |
Сцепная масса | 75,3 т |
Конструкционная скорость | 80 км/ч |
Мощность | 1620 л.с. |
Диаметр движущих колес | 1400 мм |
Диаметр бегунковых колес | 850 мм |
Число цилиндров | 2 |
Испаряющая поверхность нагрева котла | 177,6 м² |
Площадь колосниковой решетки | 3,9 м² |
Диаметр цилиндров | 600 мм |
Ход поршня | 660 мм |
Поверхность нагрева пароперегревателя | 64,1 м² |
Давление пара в котле | 14 кгс/см2 |
До 1920 года паровозы в Германии заказывались отдельными железными дорогами (Саксонскими, Баварскими, Баденскими и др.), что привело к большой разнотипности локомотивного парка. В апреле 1920 года на момент образования Управления Государственными железными дорогами (Рейхсбан) в стране насчитывалось более 270 различных по конструкции видов паровозов; при этом одинаковые паровозы на разных дорогах обозначались различными сериями, как это было в России до 1912 года. Чтобы навести порядок в локомотивном хозяйстве, Рейхсбан начал проводить работы по типизации и стандартизации паровозов, а с 1925 года ввел единое для всех железных дорог двухцифровое обозначение серий паровозов и общую нумерацию для каждой серии. Именно с такими обозначениями паровозы и попадали на советские железные дороги во время Великой Отечественной войны как трофейные, а после ее окончания — по репарациям.
Из работавших в Германии грузовых паровозов типа 1-5-0 первыми в качестве трофейных попали в Советский Союз в 1943 году паровозы серии 52. В 1952 году Министерство путей сообщения изменило обозначения серий 52, 42 и 50 соответственно на ТЭ, ТЛ и ТЕ, сохранив на локомотивах нумерацию немецких железных дорог (буква Т означала трофейный, а вторая буква — серию советского паровоза, близкого по тяговым параметрам к переименованному локомотиву).
Прототипы паровозов сэрии 52 — паровозы серии 50, которых к началу Великой Отечественной войны было около тысячи, строились на заводах DLV в Германии и на заводах Австрии и Чехословакии.
Около шести десятков паровозов серии 50 попали на советские железные дороги, где получили обозначение серии ТЕ.