Cерия ТЭСерия ТЛ

Паровоз серии ТЕ

Паровозы серии ТЕ  — немецкие военные паровозы, в большом количестве полученные СССР в качестве трофеев, и эксплуатировавшиеся на железных дорогах
СССР в 1940—1970-х годах.

Основные характеристики

Осевая формула 1-5-0
Длина локомотива 22 940 мм
Общая масса 86,8 т
Сцепная масса 75,3 т
Конструкционная скорость 80 км/ч
Мощность 1620 л.с.
Диаметр движущих колес 1400 мм
Диаметр бегунковых колес 850 мм
Число цилиндров 2
Испаряющая поверхность нагрева котла 177,6 м²
Площадь колосниковой решетки 3,9 м²
Диаметр цилиндров 600 мм
Ход поршня 660 мм
Поверхность нагрева пароперегревателя 64,1 м²
Давление пара в котле 14 кгс/см2

 

Основные размеры паровоза серии ТЕ

Подробнее о паровозе

До 1920 года паровозы в Германии заказывались отдельными железными дорогами (Саксонскими, Баварскими, Баденскими и др.), что привело к большой разнотипности локомотивного парка. В апреле 1920 года на момент образования Управления Государственными железными дорогами (Рейхсбан) в стране насчитывалось более 270 различных по конструкции видов паровозов; при этом одинаковые паровозы на разных дорогах обозначались различными сериями, как это было в России до 1912 года. Чтобы навести порядок в локомотивном хозяйстве, Рейхсбан начал проводить работы по типизации и стандартизации паровозов, а с 1925 года ввел единое для всех железных дорог двухцифровое обозначение серий паровозов и общую нумерацию для каждой серии. Именно с такими обозначениями паровозы и попадали на советские железные дороги во время Великой Отечественной войны как трофейные, а после ее окончания — по репарациям.

Из работавших в Германии грузовых паровозов типа 1-5-0 первыми в качестве трофейных попали в Советский Союз в 1943 году паровозы серии 52. В 1952 году Министерство путей сообщения изменило обозначения серий 52, 42 и 50 соответственно на ТЭ, ТЛ и ТЕ, сохранив на локомотивах нумерацию немецких железных дорог (буква Т означала трофейный, а вторая буква — серию советского паровоза, близкого по тяговым параметрам к переименованному локомотиву).

Прототипы паровозов сэрии 52 — паровозы серии 50, которых к началу Великой Отечественной войны было около тысячи, строились на заводах DLV в Германии и на заводах Австрии и Чехословакии. Около шести десятков паровозов серии 50 попали на советские железные дороги, где получили обозначение серии ТЕ.