Cерия ИССерия ТЕ

Паровоз серии ТЭ

Паровозы серии ТЭ — немецкие военные паровозы, в большом количестве полученные СССР в качестве трофеев, и эксплуатировавшиеся на железных дорогах СССР в
1940—1970-х годах.

Основные характеристики

Осевая формула 1-5-0
Длина локомотива 22 975 мм
Общая масса 86 т
Сцепная масса 77 т
Конструкционная скорость 80 км/ч
Мощность 1620 л.с.
Диаметр движущих колес 1400 мм
Диаметр бегунковых колес 850 мм
Давление пара в котле 16 атм
Число цилиндров 2
Испаряющая поверхность нагрева котла 192,5 м²
Площадь колосниковой решетки 3,92 м²
Диаметр цилиндров 600 мм
Ход поршня 660 мм
Поверхность нагрева пароперегревателя 63,7 м²
Давление пара в котле 14 кгс/см2

 

Чертеж паровоза серии ТЭ

Подробнее о паровозе

До 1920 года паровозы в Германии заказывались отдельными железными дорогами (Саксонскими, Баварскими, Баденскими и др.), что привело к большой разнотипности локомотивного парка. В апреле 1920 года на момент образования Управления Государственными железными дорогами (Рейхсбан) в стране насчитывалось более 270 различных по конструкции видов паровозов; при этом одинаковые паровозы на разных дорогах обозначались различными сериями, как это было в России до 1912 года. Чтобы навести порядок в локомотивном хозяйстве, Рейхсбан начал проводить работы по типизации и стандартизации паровозов, а с 1925 года ввел единое для всех железных дорог двухцифровое обозначение серий паровозов и общую нумерацию для каждой серии. Именно с такими обозначениями паровозы и попадали на советские железные дороги во время Великой Отечественной войны как трофейные, а после ее окончания — по репарациям.

Из работавших в Германии грузовых паровозов типа 1-5-0 первыми в качестве трофейных попали в Советский Союз в 1943 году паровозы серии 52. В 1952 году Министерство путей сообщения изменило обозначения серий 52, 42 и 50 соответственно на ТЭ, ТЛ и ТЕ, сохранив на локомотивах нумерацию немецких железных дорог (буква Т означала трофейный, а вторая буква — серию советского паровоза, близкого по тяговым параметрам к переименованному локомотиву).

Первый паровоз серии 52 был построен заводом Борзиг в сентябре 1942 года, а с января 1943 года изготовление этих паровозов началось на многих паровозостроительных заводах Германии и некоторых заводах стран, находившихся под контролем Германии, например на заводах Шкода в городе Пльзене. Паровозы серии 52 имели номера в пределах от 001 до 7794, причем номера от 1850 до 2027 давались паровозам с тендеронденсаторами постройки завода Генщель. Всего было выпущено около 6,5 тыс. паровозов серии 52. В литературе их зачастую называли "военными паровозами".

В качестве исходного типа при проектировании паровоза серии 52 был взят паровоз серии 50, построенный в 1939 году. У паровоза серии 52 будка машиниста была закрыта со всех сторон, пресс-масленки были вынесены в будку, котел и цилиндры изолированы стеклянной ватой. В отличие от паровозов серии 50 у паровозов серии 52 отсутствовали водоочиститель, водоподогреватель питательной воды, буксовые клинья, контрольные пробки и т.д. Поршневые питательные насосы были заменены инжекторами, задняя скользящая опора котла заменена гибкой, оставлена одна песочница вместо двух. Для указанного паровоза потребовалось всего 220 кг меди вместо 7 т у паровоза серии 50. Из прежних 6000 деталей около 1000 было упразднено, а 3000 подверглись переделке. Многие громоздкие детали были изготовлены при помощи ковочных штампов и сварки (например, дышла).

Особенностями паровозов серии 52 были относительно небольшая площадь колосниковой решетки (3,92 м2) и малый объем топки (6,9 м3). Поэтому данные паровозы, удовлетворительно работая на высокосортных углях, резко снижали свои теплотехнические качества при использовании обычных низкосортных смесей углей, успешно применявшихся, например, на паровозах серий СО и Л, у которых площадь колосниковой решетки равнялась 6 м2.

Часть паровозов серии 52 имела брусковую раму толщиной 80 мм, другая часть — листовую раму с толщиной боковин 30 мм. Правый и левый цилиндры, отлитые по одной модели, были взаимозаменяемы. Задний конец водила передней тележки, выполненной по типу тележки Краусса — Гельмгольца, был шарнирно связан с нижней частью картера, подвешенного на подшипниках скольжения между внутренними буртами передней сцепной оси.

На советские железные дороги во время войны и после ее окончания поступило около одной трети из числа построенных к тому времени паровозов серии 52. Кроме того, после войны на Ивано-Франковском паровозоремонтном заводе было собрано 36 паровозов серии ТЭ из частей поврежденных паровозов. Эти паровозы получили номера 8001 и выше.

При переделке паровозов на колею 1524 мм и в процессе дальнейшей их эксплуатации они претерпели ряд конструктивных изменений. В частности, жесткие золотники были заменены раздвижными системы И.О.Трофимова, поставлены контрольные пробки, краны для теплой промывки и для продувки котла (краны Эверпастинга), секционные кольца на поршнях, по три циркуляционных трубы в топке. Последнее привело к увеличению испаряющей поверхности нагрева котла со 177 до 192,5 м2.

Еще до ввода в эксплуатацию паровозов серии ТЭ один из них (№ 215) прошел сокращенные испытания на экспериментальном кольце ВНИИЖТа. В 1953 году институт провел полные тягово-теплотехнические испытания паровоза ТЭ6410, предварительно модернизированного по проекту Конструкторского бюро ЦТ МПС. Испытания дали положительные результаты.

Паровозы серии ТЭ работали на Белорусской, Октябрьской, Прибалтийской, Львовской и других железных дорогах западной части страны. По мере ввода электрической и тепловозной тяги они снимались с поездной работы и закончили ее в середине 70-х годов. Часть окончивших работу на магистральных железных дорогах паровозов была передана промышленности, а около 700 паровозов было отправлено на железные дороги колеи 1435 мм стран Восточной Европы.

Паровозы ТЭ, работавашие в пассажирском движении, имели зеленую окраску. На Белорусской железной дороге такие паровозы работали в следующих депо:

ТЭ-827 депо Витебск
ТЭ-1102 депо Кричев
ТЭ-2340 депо Волковыск
ТЭ-3228 депо Жлобин
ТЭ-4801 депо Осиповичи
ТЭ-4946 депо Жлобин
ТЭ-6203 депо Лунинец
ТЭ-7509 депо Калинковичи
  • ТЭ-5248 в Брестском музее железнодорожной техники
  • ТЭ-8026 в Брестском музее железнодорожной техники
  • ТЭ-2099 на станции Лунинец