ЭР9 (Электропоезд Рижский, 9-й тип) — серия электропоездов переменного тока, выпускавшихся с 1962 года на Рижском вагоностроительном заводе для железных дорог СССР.
Конструкционная скорость | 130 км/ч |
Часовая мощность 10-вагонного состава | 3640 кВт |
Масса тары моторного вагона | 60 т |
Масса тары прицепного вагона | 37 т |
Масса тары головного вагона | 39 т |
Число мест | 1022 |
Среднее ускорение разгона до 60 км/ч | 0,6 м/с2 |
Ширина кузова по гофрам | 3521 мм |
Высота оси автосцепки на головном вагоне со стороны кабины | 1170 мм |
Высота оси автосцепки на прицепных и моторных вагонах | 1150 мм |
В конце 1961 года Рижский вагоностроительный и Рижский электромашиностроительный заводы выпустили двухвагонную секцию (моторный и головной вагоны) серии ЭР9, которые незначительно отличались от вагонов электропоездов ЭР7К, фактически являясь их разновидностью.
В начале 1962 года новая секция испытывалась на экспериментальном кольце ЦНИИ МПС, а со второй половины этого года началась постройка десятивагонных электропоездов ЭР9. Моторные вагоны строились Рижским вагоностроительным заводом (RVR), прицепные (головные и промежуточные) — Калининским вагоностроительным заводом, тяговые электродвигатели и ряд аппаратов — Рижским электромашиностроительным заводом, трансформаторное оборудование — Таллинским заводом ртутных выпрямителей, выпрямительные установки — Саранским заводом «Электровыпрямитель» и Таллинским заводом ртутных выпрямителей, главные воздушные выключатели — заводом «Уралэлектроаппарат», а затем - Нальчикским заводом высоковольтной аппаратуры.
Моторный вагон электропоезда ЭР9 весит 59,2 т, прицепной — 37,0 т, головной — 39,0 т. Число мест для сидения в вагонах соответственно 110, 108 и 68.
Кузова вагонов — цельнометаллические сварные несущей конструкции. В основном элементы конструкции кузовов те же, что и в кузовах вагонов электропоезда ЭР2. Различны лишь элементы для размещения и установки электрического оборудования, специфического для электропоезда переменного тока. Например, для подвески тягового трансформатора, выпрямительной установки и сглаживающего реактора в раме моторного вагона установлены более мощные поперечные балки. Также предусмотрены места для крепления главного выключателя (ГВ) на крыше вагона и для высоковольтного ввода на торцовой стене.
Данная модификация выпускалась с 1964 года. В отличие от ЭР9, выпрямительные установки (ВУ) расположены под кузовом вагонов, вследствие чего была модернизирована схема моторного вагона — убрана часть аппаратов охлаждения ВУ. Охлаждение производилось принудительно вентилятором, насаженным на вал фазорасщепителя. В поезде № 307 была изменена подвеска редуктора, с серповидной перешли на стержневую. На моторные вагоны были добавлены авторегуляторы, для автоматической регулировки штоков тормозных цилиндров. Также была изменена внутренняя отделка салонов и тамбуров. В 1974 году в поезде № 345 была изменена форма лобовых частей головных вагонов (с круглой на квадратную).
Данная модификация выпускалась с 1976 года. В отличие от ЭР9 и ЭР9П. у электропоездов ЭР9М высоковольтный кабельный ввод в моторных вагонах заменен шинным вводом, размещающимся в высоковольтной шахте (шкаф в середине моторного вагона), применена новая выпрямительная установка, в салонах установлены полумягкие диваны, вместо деревянных сидений как в ЭР9П и ЭР9 (по аналогии с ЭР2 с номера 1112). Впоследствии шинный высоковольтный ввод установлен также на большинстве ЭР9П. В выпрямительной установке применены лавинные диоды, в результате уменьшились число диодов (со 144 до 84 шт.) и размеры ящика выпрямительной установки. Его размещение и охлаждение (от вентилятора, установленного на валу фазорасщепителя) не изменились.
Серия ЭР9М используется Российскими железными дорогами, Белорусской железной дорогой, Литовскими железными дорогами, Украинскими железными дорогами и Узбекистанской железной дорогой.
Данная модификация выпускалась с 1981 по 1987 год. Отличаются от ЭР9М естественным охлаждением силового оборудования: радиатор выпрямительной установки охлаждается набегающим потоком воздуха, сглаживающий реактор, в отличие от ЭР9М, погружен в масло трансформатора и охлаждается вместе с трансформатором; масляный радиатор, в свою очередь, тоже обдувается только набегающим потоком. Фазорасщепитель механической нагрузки на валу не имеет.
Данная модификация выпускалась с 1988 года и вплоть до прекращения выпуска этой серии Рижским заводом в 1996 году. Эта модификация имела модернизированные тележки, тяговые двигатели и реостатный тормоз. В октябре 1996 года был построен электропоезд ЭР9ТМ-801, который в марте 1997 года поступил в эксплуатацию в депо Минск-Северный Белорусской железной дороги. При постройке электропоезда применен новый комплект электрооборудования производства РЭЗ, такой же, как и на электропоездах серии ЭД9Т, из-за чего в обозначении серии был добавлен индекс «М» — модернизированный.
Внешне ЭР9Т легко отличить от прочих модификаций по установленным на крышах моторных вагонов тормозным реостатам.
Первые электропоезда ЭР9 производства Рижского вагоностроительного завода поступили на Белорусскую железную дорогу в 1963 году для обслуживания открытого 7 декабря 1963 года пригородного электрифицированного участка Минск—Олехновичи.
По мере расширения полигона электрификации расширились участки обращения пригородных электропоездов. Первоначально участки Минск—Молодечно и Минск—Осиповичи были электрифицированы исключительно для работы пригородных электропоездов.
Обслуживание и эксплуатация электропоездов было организовано в ТЧ-9 — моторвагонном депо Минск.
Позже на Белорусскую железную дорогу поступили электропоезда серии ЭР9П.
В 1980–1990-х годах происходило обновление подвижного состава. В моторвагонное депо Минск приходили электропоезда ЭР9М, ЭР9Е и ЭР9Т, а электропоезда ЭР9 и ЭР9П передавались на другие дороги.
В 1996 году в моторвагонное депо Минск был поставлен последний электропоезд — ЭР9ТМ-801, который является единственным в серии.
После этого выпуск электропоездов семейства ЭР9 был завершен.
Электропоезд ЭР9Т-707 (постановление № 90/11 от 22 ноября 1982 года) имени Героя Советского Союза Л.М.Доватора приписан к моторвагонному депо Минск, работает в пассажирском движении на направлениях Брест—Минск—Орша и Молодечно—Минск—Осиповичи.
Электропоезд ЭР9Т-700 имени Героя Советского Союза Николая Чепика (постановление № 82/36 от 22 октября 1984 года) приписан к моторвагонному депо Минск, работает в пассажирском движении на направлениях Брест-Минск-Орша, Молодечно—Минск—Осиповичи.
Электропоезд ЭР9ТМ-801 «Евгений Володько» (постановление № 27/45 от 21 декабря 1998 года) приписан к локомотивному депо Минск, работает в пассажирском движении на направлениях Брест— Минск—Орша и Молодечно—Минск—Осиповичи.