Шестиосный пассажирский электровоз переменного тока, выпускавшийся чехословацким заводом «Шкода» для советских железных дорог.
Осевая формула | 3о—3о |
Длина локомотива | 19 980 мм |
Нагрузка от движущих осей на рельсы | 21 тс |
Диаметр колес | 1250 мм |
Род тока, напряжение | переменный, 25 кВ, 50 Гц |
Мощность часового режима | 5100 кВт |
Сила тяги часового режима | 17 400 кгс |
Конструкционная скорость | 160 км/ч |
Скорость часового режима | 106 км/ч |
Масса | 123 т |
В 1971 году завод "Шкода" изготовил опытный электровоз ЧС4т-161 (заводской тип 62Е0), имевший оборудование для реостатного торможения. У этого электровоза по сравнению с электровозами серии ЧС4 была изменена конструкция кузова, в частности, приобрела другие очертания кабина машиниста, кроме того, на локомотиве была применена стабилизация напряжения питания электродвигателей вспомогательных машин, был внесен ряд других изменений. Количество параллельных цепей в плечах моста выпрямительной установки было уменьшено с 20 до 16, т.е. общее число вентилей в силовых выпрямительных установках сократилось с 640 до 512. Были применены вентили D200.
Конструкция тележек и тяговых электродвигателей электровоза ЧС4т-161 осталась такой же, как у серийных электровозов ЧС4. Не изменилась и длина электровоза по осям автосцепок (19 980 мм). Опытный электровоз имел массу 126 т.
На электровозе был установлен трансформатор SL68/3848/51, отличавшийся по конструкции от трансформатора электровозов серии ЧС4. У трансформатора SL68/3848/51 номинальная входная мощность была увеличена до 8058 кВ·А. Обмотка собственных нужд имела номинальную мощность 275 кВ·А, номинальное напряжение 354/266/221 В и ток продолжительного режима 778 А. У обмотки отопления поезда при той же, что и на электровозах серии ЧС4, номинальной мощности 800 кВ·А, номинальное напряжение было равно 3100 В, а ток продолжительного режима — 259 А. В трансформатор была добавлена обмотка для питания обмоток возбуждения тяговых электродвигателей при реостатном торможении. Ее номинальная мощность равнялась 133 кВ·А, номинальное напряжение — 133 В. Общая масса трансформатора составляла 11 400 кг.В 1983 году на Белорусскую железную дорогу поступили в депо Минск пассажирские электровозы ЧС4Т производства Чехословакии (завод "Шкода") для вождения пассажирских поездов.
На Белорусской железной дороге эксплуатируются 15 электровозов ЧС4Т приписки депо Минск-Сортировочный. Также используются электровозы ЧС4Т локомотивного депо Вязьма Московской железной дороги.
По состоянию на 2012 год в работе ЧС4Т-542, ЧС4Т-544, ЧС4Т-545, ЧС4Т-546, ЧС4Т-555, ЧС4Т-559, ЧС4Т-592, ЧС4Т-594, ЧС4Т-595, ЧС4Т-598, ЧС4Т-599, ЧС4Т-600, ЧС4Т-601, ЧС4Т-602, ЧС4Т-603.
Электровозы ЧС4Т эксплуатируются на участке Вязьма—Смоленск—Орша—Минск—Барановичи—Брест и являются единственной серией пассажирских электровозов на Белорусской железной дороге.
На электрифицированных участках Осиповичи—Минск—Молодечно тяга поездов осуществяется тепловозами ТЭП60, ТЭП70 и ТЭП70БС.
Электровоз ЧС4Т-600 «Александр Ладутько» (постановление № 25/16 от 15 марта 1988 года) приписан к локомотивному депо Минск. Работает в пассажирском движении на направлении Брест— Минск—Орша.
Электровоз ЧС4Т-592 «Евгений Юшкевич» (постановление N2 07/30 от 11 февраля 2003 года) приписан к локомотивному депо Минск. Работает в пассажирском движении на направлении Брест— Минск—Орша.