Паровозы серии 55 - немецкие военные паровозы, полученные СССР в качестве трофеев, и эксплуатировавшиеся на железных дорогах СССР
в 1940–1950-х годах.
Осевая формула | 0-4-0 |
Общая масса | 69,9 т |
Сцепная масса | 69,9 т |
Конструкционная скорость | 55 км/ч |
Диаметр движущих колес | 1350 мм |
Испаряющая поверхность нагрева котла | 144 м² |
Площадь колосниковой решетки | 2,66 м² |
Диаметр цилиндров | 600 мм |
Ход поршня | 660 мм |
Поверхность нагрева пароперегревателя | 51,9 м² |
Давление пара в котле | 14 кгс/см2 |
Во время наступления советских войск зимой в 1942-1943 гг. в качестве трофеев были получены немецкие грузовые паровозы средней мощности типа 0-4-0 серии 55, типа 1-4-0 серии 56 и типа 0-5-0 серии 57. Паровозы этих серий поступали на советские железные дороги и в последующие годы. В отличие от паровозов серии 52, у которых в процессе изготовления основные размеры не менялись и практически не нарушалась взаимозаменяемость деталей, перечисленные выше паровозы средней мощности имели в составе серии локомотивы не только с большими конструктивными отличиями, но и с разным весом, основными размерами и максимальными скоростями. Так, паровозов серии 55 было двенадцать разновидностей, серии 56 — шестнадцать и серии 57 — тринадцать. На железные дороги Советского Союза поступило около восьмисот паровозов серии 55, около четырехсот серии 56 и около девятисот серии 57.
Наиболее сильными из указанных локомотивов были паровозы серии 57 (наибольший сцепной вес), наиболее мощными — паровозы серии 56 (наибольшие размеры испаряющей поверхности и площади колосниковой решетки котла), самыми слабыми — паровозы серии 55.
В группы паровозов, впоследствии объединенных в серию 55, вошли паровозы завода «Вулкан» (начали строиться в 1893 году), заводов Гартман и Маффей (1898 год), Краусс в Мюнхене (1905 год), Шихау (1907 год), Ганомаг (1912 год) и Линке — Гофман (1914 год). На многих из этих паровозов, еще работавших в начале 40-х годов, были заменены отдельные узлы и установлены пароперегреватели. Часть паровозов серии 55 (бывших серий G8 завода «Вулкан» и G8' завода Шихау) работала на железных дорогах Польши и имела обозначение серий соответственно Тр3 и Тр4.
Еще в декабре 1943 году в Москве в депо Ильича Западной железной дороги был переделан на колею 1524 мм трофейный паровоз 55-2969. Переделанные на колею 1524 мм паровозы серии 55 работали сравнительно недолго и после 1952 года уже не числились в парке МПС.