Положение железнодорожников в годы Великой Отечественной войны
Огромный, неоценимый вклад внесли железнодорожники Беларуси в дело разгрома немецко-фашистских захватчиков.
В тяжелейших условиях при непрерывных бомбежках и артобстрелах станций и узлов, в условиях почти полного разрушения путей, подвижного состава и сооружений труженики магистрали должны были осуществлять бесперебойное движение поездов, доставку их к фронту и вывоз всего необходимого в тыл.
В условиях строжайшей маскировки без достаточного отдыха железнодорожники обеспечивали безопасность движения поездов и необходимый объем работы.
Совет Народных комиссаров СССР и НКПС осуществляли в период войны серьезные меры по закреплению кадров и улучшению материального положения железнодорожников. 1 марта 1942 года СНК СССР повысил заработную плату локомотивным и поездным бригадам, диспетчерам всех уровней до 40% в зависимости от сложности и опасности работы в прифронтовых условиях, а при перевыполнении нормы выработки свыше 10% установил производить оплату в тройном размере.
Приказом НКПС от 12.01.1943 № 38/Ц «О повышении зарплаты и пенсионного обеспечения работников прифронтовых участков дорог» была установлена надбавка в размере 25% к основному окладу всем работающим в прифронтовой зоне.
В кратчайшие сроки были созданы колонны паровозов НКПС. За каждым паровозом было закреплено только две паровозные и поездные бригады и один проводник турного вагона, поэтому бригады работали по 12 и более часов.
Медицинское обслуживание состояло из одного медпункта, находившегося в месте базирования колонны. Поэтому своевременно получать медицинскую помощь работники колонн не имели возможности. Как вспоминает витебчанин, бывший помощник машиниста паровоза, ныне Герой Социалистического Труда Евгений Трофимович Червяков, в начале 1944 года из-за тяжелой болезни сменщика ему пришлось работать на паровозе без смены 12,5 суток. И такие случаи были нередкими. Но в коллективах спецформирований царили настоящая производственная взаимовыручка и дружба, высокое сознание и огромная ответственность каждого за выполнение производственных задач.
Технические знания личного состава совершенствовались в практической работе. Более опытные работники повышали квалификацию молодых «на ходу поезда». Участники тех событий вспоминают: случаев нарушений трудовой и технологической дисциплины почти не было, правила технической эксплуатации выполнялись четко, в колоннах не было ни крушений, ни аварий, ни проездов на запрещающие показания сигналов. Брак в работе в виде порчи паровозов или схода с рельс подвижного состава был редким явлением.
На железных дорогах тыла, где честно работали многие труженики Беларуси, главная тяжесть по обеспечению работы транспорта легла на плечи женщин, так как многие мужчины ушли защищать Родину или были направлены на комплектование спецформирований НКПС. Даже кочегарами паровозов были женщины, которым не всегда исполнилось 18 лет.
С первых же дней после освобождения участков дорог Беларуси железнодорожники приступали к работе по обеспечению продвижения поездов к фронту. Они вынуждены были ютиться в землянках и в приспособленных для жилья, поврежденных войной 2-осных вагонах зачастую по нескольку семей в одном вагоне. Производство всех операций, в том числе по обеспечению безопасности движения поездов, осуществлялось вручную, без достаточного освещения и отопления рабочих мест.
Для оживления торгового обслуживания железнодорожников в начале 1942 года решением правительства созданы отделы рабочего снабжения и Всесоюзное объединение торговли и столовых на транспорте. Они проводили децентрализованные заготовки, закупки продовольствия и промтоваров, имели предприятия по переработке продукции, подсобные хозяйства.
Линейные работники наделялись земельными участками до 0,5 га и сенокосными угодьями до 1 га, развивалось коллективное и индивидуальное огородничество. Постановлением СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 16.03.1942 зарплата локомотивным, поездным бригадам и составителям поездов была повышена на 10-40%. Перед поездкой бригадам выдавался дополнительный паек, в который входили 400 гр. хлеба, 200 гр. колбасы, сахар и табак. За ударный труд перевыполняющим установленную норму выработки назначалось дополнительное питание.
Профсоюзные организации повысили внимание к условиям труда и быта железнодорожников. При профкомах были созданы комиссии, которые контролировали правильность выдачи продуктовых карточек и заборных книг, проверяли работу торговой сети и подсобных предприятий. Огородные комиссии профкомов оказывали помощь в выделении рабочим земельных участков, обеспечении посадочным материалом. Особое внимание профкомы уделяли лечению и отдыху работников без отрыва от производства в санаториях. При этом одна треть путевок выдавалась бесплатно. При каждой профсоюзной организации создавались бытовые бригады по оказанию помощи защитникам Родины, а летом 1944 года повсеместно был проведен месячник помощи семьям фронтовиков.
Совершенствовалась практика поощрения работников, были введены сдельно-прогрессивная и повременно-премиальная системы оплаты труда, что способствовало улучшению его организации и повышению материальной заинтересованности железнодорожников. Были установлены ежемесячные первые и вторые премии за выполнение планов перевозок.
С целью улучшения жилищных условий по указанию НКПС на всех железнодорожных узлах создавались мощные строительно-восстановительные организации, на предприятиях — строительные группы. Для нужд индивидуальных застройщиков выделялись денежные средства и строительные материалы. Уже тогда на многих узлах железных дорог Беларуси за короткое время были построены поселки и целые улицы домов железнодорожников с названиями Локомотивная, Железнодорожная.