Cерия ТЕСерия ТЩ

Паровоз серии ТЛ

Паровозы серии ТЛ  — немецкие паровозы, полученные СССР в качестве трофеев, и эксплуатировавшиеся на железных дорогах СССР в 1940—1970-х
годах.

Основные характеристики

Осевая формула 1-5-0
Общая масса 97,2 т
Сцепная масса 86 т
Конструкционная скорость 80 км/ч
Диаметр движущих колес 1400 мм
Давление пара в котле 16 атм
Испаряющая поверхность нагрева котла 199,6 м²
Площадь колосниковой решетки 4,7 м²
Диаметр цилиндров 630 мм
Ход поршня 660 мм
Поверхность нагрева пароперегревателя 75,8 м²
Давление пара в котле 14 кгс/см2

 

Основные размеры паровоза серии ТЛ

Подробнее о паровозе

До 1920 года паровозы в Германии заказывались отдельными железными дорогами (Саксонскими, Баварскими, Баденскими и др.), что привело к большой разнотипности локомотивного парка. В апреле 1920 года на момент образования Управления Государственными железными дорогами (Рейхсбан) в стране насчитывалось более 270 различных по конструкции видов паровозов; при этом одинаковые паровозы на разных дорогах обозначались различными сериями, как это было в России до 1912 года. Чтобы навести порядок в локомотивном хозяйстве, Рейхсбан начал проводить работы по типизации и стандартизации паровозов, а с 1925 года ввел единое для всех железных дорог двухцифровое обозначение серий паровозов и общую нумерацию для каждой серии. Именно с такими обозначениями паровозы и попадали на советские железные дороги во время Великой Отечественной войны как трофейные, а после ее окончания — по репарациям.

Из работавших в Германии грузовых паровозов типа 1-5-0 первыми в качестве трофейных попали в Советский Союз в 1943 году паровозы серии 52. В 1952 году Министерство путей сообщения изменило обозначения серий 52, 42 и 50 соответственно на ТЭ, ТЛ и ТЕ, сохранив на локомотивах нумерацию немецких железных дорог (буква Т означала трофейный, а вторая буква — серию советского паровоза, близкого по тяговым параметрам к переименованному локомотиву).

С 1944 года заводы DLV начали строить близкие по конструкции паровозам серии 50, но несколько усиленные паровозы серии 42. Они предназначались для линий, допускавших нагрузку от движущих колесных пар до 18 тс. Сцепная масса этих локомотивов в рабочем состоянии была увеличена по сравнению со сцепной массой паровозов серии 52 (ТЭ) на 9 т; одновременно с этим были увеличены диаметры цилиндров, площади нагрева котла и колосниковой решетки. Последнее объяснялось желанием немецких конструкторов приспособить паровозы для работы на менее калорийных углях, чтобы прекратить доставлять на оккупированные дороги угопь из Германии. Немецкие паровозы с колосниковой решеткой площадью 3,9 м2 не смогли нормально работать на донбасском угле. При постройке паровозов серии 42 (как и серии 52) была достигнута большая зкономия материалов и рабочей силы; многие детали были одинаковыми с деталями паровозов серии 52. Переделанные на колею 1524 мм паровозы серии 42 получили обозначение серии ТЛ; на советские железные дороги поступило около 70 паровозов этой серии. Они были приписаны к депо Унеча, Осиповичи, Молодечно.