Cерия ТЭМ2Серия 2М62

Тепловоз серии ТЭП70

Пассажирский тепловоз Коломенского завода, выпускавшийся с 1973 по 2006 год.

Технические характеристики

Род службы пассажирский
Осевая формула 30-30
Конструкционная скорость 160 км/ч
Служебная масса 129 т
Минимальный радиус проходимых кривых 125 м
Мощность 4000 л.с.
Тип дизеля 5Д49, четырехтактный
Нагрузка от оси колесной пары 21,5 тс

 

Схема тепловоза ТЭП70

Подробнее о тепловозе

На ряде направлений мощности тепловозов ТЭП60 было недостаточно для вождения поездов, а тепловозы 2ТЭП60 были недостаточно экономичными.

В 1973 году Коломенский завод выпустил первый тепловоз ТЭП70 мощностью 4000 л.с.

Увеличение веса и скорости пассажирских поездов в 1970-е годы XX века требовало применения на некоторых линиях более мощных, чем ТЭП60 тепловозов. По этой причине стали применять тепловозы 2ТЭП60. Но применение двухсекционных тепловозов вызывало и двукратное увеличение расходов. Требовалось создание тепловоза, имеющего мощность большую, чем ТЭП60, но без значительного увеличения веса тепловоза.

Тепловоз ТЭП70-0001

Задачу проектирования тепловоза, отвечающего таким требованиям, выполнила группа конструкторов Коломенского тепловозостроительного завода под руководством Ю.В.Хлебникова.

Первый тепловоз по новому проекту был построен в июне 1973 года. Тепловоз получил обозначение ТЭП70-0001. В 1974–1975 годах были построены тепловозы № 0002, № 0003, № 0004, в 1977–1978 годах –  № 0005, № 0006, № 0007. Опытные тепловозы ТЭП70 стали поступать в локомотивное депо Орша для эксплуатационных испытаний. Тепловоз ТЭП70-0005 прошел теплотехнические и динамические (по воздействию на путь) испытания.

Конструкция тепловоза

По конструкции ТЭП70 отчасти схож со своим предшественником ТЭП60 — несущий кузов, трехосная тележка с опорно-рамным приводом системы Альстом (полый вал, жестко связанный с тяговым двигателем; внутри вала проходит ось колесной пары, а колеса связаны с полым валом через резинометаллические поводки), практически такое же холодильное устройство с двумя вентиляторами, имеющими гидростатический привод. Однако, имеется гораздо большее число отличий. В частности, неэкономичный двухтактный дизель серии ДН23/30 (такой же, как на тепловозах М62, но с увеличенным числом цилиндров и промежуточным охлаждением) заменен четырехтактным 5Д49, а электропередача постоянного тока — на передачу переменно-постоянного тока. Мощность возросла до 4000 л.с. вместо прежних 3000.

Пульт машиниста тепловоза ТЭП70К-0232

Кабина тепловоза значительно отличается от кабины ТЭП60. Ручной тормоз расположен на задней стенке кабины, благодаря чему установлен цельный пульт в виде стола, в средней части которого имеется выступ, в котором находится коробка прожектора. Штурвал контроллера расположен прямо перед машинистом, благодаря чему управлять им можно обеими руками.

Тепловозы ТЭП70 на Белорусской железной дороге

В 2000-х годах были куплены несколько тепловозов ТЭП70 в Латвии, на Белорусской железной дороги они получили обозначение ТЭП70К .

Начиная с 2006 года Коломенский завод прекратил выпуск тепловозов ТЭП70 и приступил к выпуску тепловозов ТЭП70БС.

В настоящее время эксплуатируется в локомотивных депо Орша и Минск.

Тепловозы ТЭП70 Белорусской железной дороги помимо участков в Беларуси обслуживают следующие участки: Полоцк—Даугавпилс, Витебск—Новосокольники, Гомель—Бахмач, Калинковичи—Коростень, Минск— Вильнюс.

Именные тепловозы ТЭП70

Тепловоз ТЭП70-381 «Михась Лыньков» (постановление № 72/8 от 26 августа 1981 года) припи­сан к локомотивному депо Орша. Возит пассажир­ские составы по всей Белорусской железной дороге.

Тепловоз ТЭП70-379 «Константин Засло­нов» (постановление № 18/3 от 3 марта 1987 года) приписан к локомотивному депо Орша и работает в пассажирском движении как по Беларуси, так и за ее пределами.

Тепловоз ТЭП70-314 «Сергей Чебриков» (постановление № 18/3 от 3 марта 1987 года) приписан к локомотив­ному депо Орша. Работает с пассажирскими поездами на разных направлениях.

Тепловоз ТЭП70-214 «Вла­димир Сарнов» (постановление № 18/3 от 3 марта 1987 года) припи­сан к локомотивному депо Орша. Работа­ет в пассажирском движении как по Беларуси, так и за ее пределами.

Тепловоз ТЭП70-384 «Евгений Володько» (постановление № 27/45 от 21 декабря 1998 года) приписан к локомотивному депо Орша. Возит пассажирские составы на различных направлениях.

Тепловоз ТЭП70-428 «Гавриил Котяш» (постановление № 07/30 от 11 февраля 2003 года) приписан к локомотивному депо Орша. Во­зит пассажирские составы как по Беларуси, так и за ее пределами.

  • ТЭП70-381 «Михась Лыньков»
  • ТЭП70-379 «Константин Заслонов»
  • ТЭП70-314 «Сергей Чебриков»
  • ТЭП70-214 «Владимир Сарнов»
  • ТЭП70-384 «Евгений Володько»
  • ТЭП70-428 «Гавриил Котяш»