Пассажирский тепловоз Коломенского завода, выпускавшийся с 1973 по 2006 год.
Род службы | пассажирский |
Осевая формула | 30-30 |
Конструкционная скорость | 160 км/ч |
Служебная масса | 129 т |
Минимальный радиус проходимых кривых | 125 м |
Мощность | 4000 л.с. |
Тип дизеля | 5Д49, четырехтактный |
Нагрузка от оси колесной пары | 21,5 тс |
На ряде направлений мощности тепловозов ТЭП60 было недостаточно для вождения поездов, а тепловозы 2ТЭП60 были недостаточно экономичными.
В 1973 году Коломенский завод выпустил первый тепловоз ТЭП70 мощностью 4000 л.с.
Увеличение веса и скорости пассажирских поездов в 1970-е годы XX века требовало применения на некоторых линиях более мощных, чем ТЭП60 тепловозов. По этой причине стали применять тепловозы 2ТЭП60. Но применение двухсекционных тепловозов вызывало и двукратное увеличение расходов. Требовалось создание тепловоза, имеющего мощность большую, чем ТЭП60, но без значительного увеличения веса тепловоза.
Задачу проектирования тепловоза, отвечающего таким требованиям, выполнила группа конструкторов Коломенского тепловозостроительного завода под руководством Ю.В.Хлебникова.
Первый тепловоз по новому проекту был построен в июне 1973 года. Тепловоз получил обозначение ТЭП70-0001. В 1974–1975 годах были построены тепловозы № 0002, № 0003, № 0004, в 1977–1978 годах – № 0005, № 0006, № 0007. Опытные тепловозы ТЭП70 стали поступать в локомотивное депо Орша для эксплуатационных испытаний. Тепловоз ТЭП70-0005 прошел теплотехнические и динамические (по воздействию на путь) испытания.
По конструкции ТЭП70 отчасти схож со своим предшественником ТЭП60 — несущий кузов, трехосная тележка с опорно-рамным приводом системы Альстом (полый вал, жестко связанный с тяговым двигателем; внутри вала проходит ось колесной пары, а колеса связаны с полым валом через резинометаллические поводки), практически такое же холодильное устройство с двумя вентиляторами, имеющими гидростатический привод. Однако, имеется гораздо большее число отличий. В частности, неэкономичный двухтактный дизель серии ДН23/30 (такой же, как на тепловозах М62, но с увеличенным числом цилиндров и промежуточным охлаждением) заменен четырехтактным 5Д49, а электропередача постоянного тока — на передачу переменно-постоянного тока. Мощность возросла до 4000 л.с. вместо прежних 3000.
Кабина тепловоза значительно отличается от кабины ТЭП60. Ручной тормоз расположен на задней стенке кабины, благодаря чему установлен цельный пульт в виде стола, в средней части которого имеется выступ, в котором находится коробка прожектора. Штурвал контроллера расположен прямо перед машинистом, благодаря чему управлять им можно обеими руками.
В 2000-х годах были куплены несколько тепловозов ТЭП70 в Латвии, на Белорусской железной дороги они получили обозначение ТЭП70К .
Начиная с 2006 года Коломенский завод прекратил выпуск тепловозов ТЭП70 и приступил к выпуску тепловозов ТЭП70БС.
В настоящее время эксплуатируется в локомотивных депо Орша и Минск.
Тепловозы ТЭП70 Белорусской железной дороги помимо участков в Беларуси обслуживают следующие участки: Полоцк—Даугавпилс, Витебск—Новосокольники, Гомель—Бахмач, Калинковичи—Коростень, Минск— Вильнюс.
Тепловоз ТЭП70-381 «Михась Лыньков» (постановление № 72/8 от 26 августа 1981 года) приписан к локомотивному депо Орша. Возит пассажирские составы по всей Белорусской железной дороге.
Тепловоз ТЭП70-379 «Константин Заслонов» (постановление № 18/3 от 3 марта 1987 года) приписан к локомотивному депо Орша и работает в пассажирском движении как по Беларуси, так и за ее пределами.
Тепловоз ТЭП70-314 «Сергей Чебриков» (постановление № 18/3 от 3 марта 1987 года) приписан к локомотивному депо Орша. Работает с пассажирскими поездами на разных направлениях.
Тепловоз ТЭП70-214 «Владимир Сарнов» (постановление № 18/3 от 3 марта 1987 года) приписан к локомотивному депо Орша. Работает в пассажирском движении как по Беларуси, так и за ее пределами.
Тепловоз ТЭП70-384 «Евгений Володько» (постановление № 27/45 от 21 декабря 1998 года) приписан к локомотивному депо Орша. Возит пассажирские составы на различных направлениях.
Тепловоз ТЭП70-428 «Гавриил Котяш» (постановление № 07/30 от 11 февраля 2003 года) приписан к локомотивному депо Орша. Возит пассажирские составы как по Беларуси, так и за ее пределами.