Мощность | 1840 кВт |
Конструкционная скорость | 160 км/ч |
Осевая характеристика | 30-30 |
Служебная масса тепловоза | 126 т |
Нагрузка на рельсы от одной колесной пары | 21,5 т |
Запас топлива | 6400 кг |
Дизель | 11Д45, двухтактный |
Тепловозы ТЭП60 получили широкое распространение в пассажирском движении на магистральных железных дорогах СССР. Тепловоз ТЭП60 был первым советским специально спроектированным пассажирским тепловозом в то время как ТЭ7 были по сути модифицированными версиями грузовых ТЭ3.
Первый тепловоз серии ТЭП60 был построен Коломенским тепловозостроительным заводом им. В.В.Куйбышева и испытан на Октябрьской железной дороге в 1960 году. Проектирование его было выполнено коллективом специалистов завода под руководством заместителя главного конструктора по локомотивостроению Г.А.Жилина.
Построенный тепловоз имел сварной кузов несущей конструкции с двумя кабинами управления, опиравшийся на две трехосные тележки. Силовая конструкция кузова, несущая основные виды нагрузок, состояла из двух продольных труб, по бокам которых располагались балки коробчатого сечения, связанные с трубами и между собой четырьмя шкворневыми балками. Рама тележки была выполнена из штампованных и литых элементов, соединенных сваркой. Обшивка кузова — дюралюминий, и в связи с невозможностью сварки пришлось применить соединение обшивки с рамой заклепками. По концам кузова размещались ударно-тяговые приборы — автосцепки СА-3.
Бесчелюстные буксы соединялись с рамой тележки традиционными для советского локомотивостроения двумя резинометаллическими поводками, расположенными на разных уровнях с разных сторон буксы. К нижней части корпуса букс прикреплены буксовые балансиры, на концы которых опирались цилиндрические пружины. На крайние пружины опиралась через резиновые амортизаторы рама тележки, а на каждую пару промежуточных пружин опирались концы балансиров. Внутри балансиров имеются листовые рессоры.
Тяговые электродвигатели имели опорно-рамное подвешивание системы французской фирмы Альстом. Привод от тягового двигателя к колесным парам был осуществлен при помощи полого вала, который соединялся с колесными центрами поводками, имевшими на концах резинометаллические элементы. Тяговая передача была односторонняя, прямозубая.
На тепловозе был установлен 16-цилиндровый двухтактный дизель 11Д45 серии ДН23/30 номинальной мощностью 3000 л.с., спроектированный для этого тепловоза Коломенским заводом. На тепловозе были установлены тяговые электродвигатели ЭД-101 мощностью 310 кВт (в дальнейшем при выпуске тепловоза применены двигатели ЭД-105, а позже — ЭД-108).
Электрическое оборудование для тепловоза было спроектировано и изготовлено на Харьковском заводе «Электротяжмаш». Принцип действия электропередачи такой же, как у тепловозов серий М62 и ТЭ10.
Первые тепловозы ТЭП60 пришли на Белорусскую дорогу в январе 1970 года с Коломенского завода в депо Витебск. Это были тепловозы с номерами 0344-0350, 0352-0354 и т.д. Одновременно с этим в феврале 1970 года с Приднепровской железной дороги (ТЧ Мелитополь, ТЧ Днепропетровск) стали поступать и более ранние номера, в том числе 0016, 0032, 0040, 044.
По состоянию на 2012 год Белорусская железная дорога является единственной дорогой, которая эксплуатирует тепловозы ТЭП60.
Самый старый тепловоз, находящийся в эксплуатации — ТЭП60-0241, который поступил в марте 1968 года в депо Смоленск, а позже, в декабре 1979 года был передан в депо Витебск, где и работает по сей день.
Самый новый тепловоз ТЭП60 Белорусской железной дороги — ТЭП60-0836.
Тепловозы ТЭП60 эксплуатируются в локомотивных депо Минск, Витебск и Орша. Ранее эксплуатировались в локомотивном депо Брест.
Тепловоз ТЭП60-630 «Петр Румянцев» приписан к локомотивному депо Минск. Возит пассажирские поезда как по территории Беларуси, так и за ее пределами.
Тепловоз ТЭП60-631 «Василий Козлов» приписан к локомотивному депо Минск. Работает в пассажирском движении на всей дороге.
Тепловоз ТЭП60-774 «Дмитрий Гвишиани» приписан к локомотивному депо Минск. Работает в пассажирском движении как по Беларуси, так и за ее пределами.
Тепловоз ТЭП60-835 «Владимир Окорков» (постановление № 20/3 от 15 марта 1982 года) приписан к локомотивному депо Минск. Возит пассажирские составы по всей дороге.