Советский магистральный грузовой паровоз, производившийся с 1952 по 1956 г.
Был создан на Ворошиловградском паровозостроительном заводе с учетом опыта проектирования, постройки и эксплуатации паровоза серии Л, за что получил у железнодорожников прозвища Лебедянка и Лебедь (как и паровоз Л). Один из самых совершенных советских паровозов.
Год постройки | 1952 |
Осевая формула | 1-5-1 |
Длина локомотива | 14 789 мм |
Рабочая масса паровоза | 121,5 т |
Масса порожнего паровоза | 109,8 т |
Сцепная масса | 90,1/98,6 т |
Нагрузка от движущих осей на рельсы | 18,0—18,2 тс |
Конструкционная скорость | 80 км/ч |
Мощность | 2420—2 600 л.с. |
Диаметр движущих колес | 1500 мм |
Диаметр бегунковых колес | 900 мм |
Диаметр поддерживающих колёс | 1 050 мм |
Давление пара в котле | 14 кг/см² |
Испаряющая поверхность нагрева котла | 236,9 м² |
Поверхность нагрева пароперегревателя | 136,5 м² (№ 1), 149,2 м² |
Площадь колосниковой решетки | 6,46 м² |
Диаметр цилиндров | 650 мм |
Ход поршня | 800 мм |
Длина тендера | 9 921 мм (4-осный тендер), 13 255 мм (6-осный тендер) |
В 1948 года Главное управление паровозного хозяйства МПС внесло предложение на базе паровоза типа 1-5-0 серии Л создать паровоз типа 1-5-1 с сохранением сцепной массы 91 т. Такая идея была обусловлена «весовым напряжением» паровоза серии Л и невозможностью применить на нем устройства, повышающие его тепловую экономичность, в частности установить подогреватель питательной воды. В 1949–1951 гг. на Ворошиловградском паровозостроительном заводе велось проектирование и строительство такого грузового паровоза типа 1-5-1, а в начале 1952 года новый паровоз ОР18-01 поступил на железную дорогу. Несмотря на то, что у него основные размеры паровой машины (диаметр цилиндров, ход поршней), диаметр движущихся колес (1500 мм), сцепная масса (91 т) и давление пара (14 кгс/см2) остались такими же, как и у паровоза серии Л, он представлял собой новый, более совершенный тип локомотива, отличавшийся от паровоза серии типа Л как по конструкции и размерам ряда узлов, так и по своим тягово-теплотехническим характеристикам.
В течение 1953 года паровоз ОР18-01 проходил эксплуатационные испытания на участке Люблино—Серпухов Московско-Курско-Донбасской железной дороги. С учетом результатов испытаний Ворошиловградский завод выпустил опытную партию из трех таких паровозов: в конце 1953 года — ОР18-002, в начале 1954 года — ОР18-003 и ОР18-004. Паровозы были направлены для работы на Московско-Курско-Донбасскую и Красноярскую дороги.
Во второй половине 1954 года завод построил установочную партию паровозов (№ 0005—№ 0010). В процессе выпуска этой партии паровозы получили новое обозначение серии — ЛВ, что означало: локомотив создан с учетом опыта проектирования, постройки и эксплуатации паровозов серии Л, но по чертежам Ворошиловградского завода (проект 49); четырехосный тендер типа ПЗЗ был заменен (с паровоза № 0006) шестиосным типа 58, ранее примененным на паровозах серий ОР21 и П36.
Паровозы серии ЛВ изготовлялись Ворошиловградским заводом в 1955 году (112 шт., № 0011 — № 0122) и продолжали строиться в 1956 году (400 шт., № 0123—№ 0522). По своим основным размерам они не отличались от опытного паровоза ОР18-01, но имели некоторые конструктивные изменения, в частности крыши будки машиниста, конуса, крепления котла, балансира задней тележки и ее рамы.
Паровозы серии ЛВ работали на ряде магистральных линий. Последние паровозы серии ЛВ были сняты с эксплуатации в середине 70-х годов.