Паровоз Л (в честь Лебедянского; до 1947 года — П «Победа»; заводское обозначение — П32 (паровоз 32-го типа) —
советский магистральный грузовой паровоз типа 1-5-0.
Является одним из лучших и массовых (свыше 4 тыс. локомотивов) советских паровозов, который эксплуатировался на всей сети железных дорог Советского Союза, за что его конструкторов-разработчиков даже наградили Сталинской премией.
Длина локомотива | 13 796 мм |
Рабочая масса паровоза | 102,1 т (с 1952 года — 103 т) |
Масса порожнего паровоза | 92 т (с 1952 года — 93 т) |
Сцепная масса | 90,1 т |
Нагрузка от движущих осей на рельсы | 17,8—18,2 тс |
Конструкционная скорость | 80 км/ч |
Мощность | 2200 л.с. |
Диаметр движущих колес | 1500 мм |
Диаметр бегунковых колес | 900 мм |
Давление пара в котле | 14 кгс/см² |
Испаряющая поверхность нагрева котла | 222,3 м² |
Площадь колосниковой решетки | 6 м² |
Паровая машина | Простая |
Число цилиндров | 2 |
Диаметр цилиндров | 650 мм |
Ход поршня | 800 мм |
Длина тендера | 9921 мм |
Масса порожнего тендера | 36 т |
Объем баков для воды | 28 м² |
Запас топлива | 18 т |
Сыромятников Сергей Петрович (1891-1951) — инженер-теплотехник, ученый в области паровозостроения, академик АН СССР (1943 год), заслуженный деятель науки и техники РСФСР, главный эксперт по паровозам Экспертно-технического отдела НКПС, генерал-директор тяги 1 ранга
Потребность в грузовых паровозах с нагрузкой от колесной пары на рельсы порядка 18 тс, но более мощных и совершенных по сравнению с паровозами СО, возникла еще до Великой Отечественной войны. Перед самой войной конструкторским бюро Ворошиловградского паровозостроительного завода был спроектирован под руководством инженера В.В.Филиппова паровоз типа 1-5-1 с нагрузкой от движущих колесных пар 18 тс, имевший большое количество деталей, взаимозаменяемых с деталями паровозов серии ФД21. Постройка нового паровоза была прервана войной.
В начале 1944 года была организована комиссия под председательством академика С.П.Сыромятникова, которой было поручено наметить новые типы грузовых паровозов для послевоенной постройки. Комиссия рекомендовала для обеспечения растущих перевозок в первую очередь строить паровозы типа 1-5-0 со сцепной массой 90 т. Перед конструкторами стояла задача создать достаточно экономичный паровоз, пригодный для обращения на всей сети железных дорог Советского Союза без значительных ограничений скорости, и разработать такой проект, чтобы было возможно организовать серийную постройку паровоза в очень короткий срок.
Эскизные проекты паровоза типа 1-5-0 разрабатывали Коломенский машиностроительный завод и Всесоюзный научно-исследовательский институт железнодорожного транспорта.
В 1944 году и начале 1945 года конструкторы Коломенского машиностроительного завода разработали технический проект нового локомотива. После рассмотрения и одобрения этого проекта в НКПС Коломенский завод приступил к рабочему проектированию и постройке паровоза. 5 октября 1945 г. новый паровоз, обозначенный П-0001 (Победа, заводское обозначение П32), совершил первую поездку от Коломны до станции Рыбное и обратно, причем на обратном пути с поездом массой 2300 т. В том же году завод изготовил паровоз П-0002. Котел паровоза типа 1-5-0 имел радиальную топкус четырьмя циркуляционными трубами, на которых был уложен кирпичный свод; испаряющая поверхность нагрева котла равнялась 222,3м2 (111 дымогарных труб диаметром 46/51 мм и длиной 5150 мм), двухоборотные элементы пароперегревателя Шмидта типа Ж-241, ранее примененные на паровозах серий ЭМ и СО, располагались в 50 жаровых трубах диаметром 125/133 мм; поверхность нагрева пароперегревателя составляла 113,5 м2, площадь колосниковой решетки — 6м2, давление пара было 14 кгс/см2. Для уменьшения влажности пара на паровозе вначале применялся центробежный паросушитель, предложенный профессором А.Н.Шелестом. Колеса были выполнены дисковыми по типу колес части паровозов серий ФД, ИС и скоростных типа 2-3-2.
На фронтоне располагалась — как и на паровозах П36 и ЛВ — красная звезда с барельефными изображениями руководителей СССР В.Л.Ленина и И.В.Сталина. После начала десталинизации, начатой после XX съезда КПСС, центральный элемент звезды с изображениями советских вождей практически со всех паровозов демонтировался. В настоящее время паровоз с изображением Сталина и Ленина, в частности, сохранился в депо Барнаула на паровозе Л-0186 и паровозе-памятнике Л0154 в Камне-на-Оби.
Паровозы П-0001 и П-0002 были в начале 1946 года подвергнуты испытаниям Всесоюзным научно-исследовательским институтом железнодорожного транспорта: первый — по воздействию на путь, второй — эксплуатационным тягово-теплотехническим. Параллельно испытывался паровоз ЕА2201. Испытания паровоза П-0001 по воздействию на путь, которые проводились около станции Тихорецкая Северо-Кавказской железной дороги, показали, что паровоз достаточно хорошо уравновешен. Сравнительные эксплуатационные тягово-теплотехнические испытания паровозов П-0002 и ЕА2201 проводились на участке Москва-Сортировочная—Рыбное—Ряжск Московско-Рязанской железной дороги. При опытных поездках паровоз П-0002 реализовывал более высокие силу тяги и скорость. Температура перегретого пара у паровоза П-0002 колебалась в основном от 320 до 380°С, наибольшее достигнутое значение равнялось 425°С, у паровоза ЕА2201 эти параметры составили соответственно 300—340 и 370°С. Расход пара на единицу работы у паровоза П-0002 был в среднем на 2,1%, а расход топлива на 2,4% меньше, чем у паровоза ЕА2201. Вследствие увеличения на 31% по сравнению с. паровозом серии ЕА объема топки у паровоза П-0002 уменьшилась химическая неполнота сгорания топлива и повысилась экономичность котла. При форсировке котла 70 кгс/(м2·ч) паровоз П-0002 развивал мощность 2125 л. с., а паровоз ЕА2201 — 1950 л. с.
В 1946–1947 гг. Коломенский паровозостроительный завод пересмотрел конструкцию отдельных узлов для снижения массы паровоза; в начале 1947 года при утверждении его к серийной постройке было предложено довести общую массу в рабочем состоянии до 103 т и сцепную массу до 91 т. У первых же паровозов общая масса достигала 107 т, сцепная — 94 т. Литые боковины были заменены боковинами из проката (с паровоза № 0046), увеличились облегчающие вырезы в раме (с № 0090), была уменьшена толщина стенок ряда отливок, снизились отдельные размеры ряда деталей (с № 0097). Для уменьшения износа задник концов дымогарных и жаровых труб от несгоревших частичек топлива был увеличен (с № 0254) диаметр задних обсадочных концов этих труб, что снизило скорость газового потока.
Лебедянский Лев Сергеевич (1898-1968) — выдающийся советский инженер- локомотивостроитель
За разработку нового грузового паровоза инженеры Л.С.Лебедянский, Г.А.Жилин, В.К.Чистов, Д.В.Львов, В.Д.Уткин и В.Д.Дьяков были удостоены в 1947 году звания лауреатов Сталинской премии.
Постановлением Совета Министров СССР от 14 января 1947 г., по фамилии главного конструктора паровоза Л.С.Лебедянского паровозу было присвоено обозначение серии Л, при этом выпущенные ранее паровозы серии П (№ 0001—№ 0078 и №1001) также получили обозначение Л.
В 1948 году паровоз Л0119 был подвергнут паспортным тягово-теплотехническим испытаниям на экспериментальном кольце ВНИИЖТа.
В 1951 году паровозы Л1754 и Л1772 были оборудованы роликовыми подшипниками. Хорошие динамические качества паровозов серии Л позволили эксплуатировать их на значительной части железнодорожной сети. Паровозы показали в эксппуатации хорошие тяговые свойства и меньше расходовали топлива на единицу выполненной работы по сравнению с паровозами серии ЕА. В то же время в эксплуатации была выявлена недостаточная прочность отдельных деталей паровозов.
В связи с этим в 1952 году было решено пересмотреть конструкцию паровоза и улучшить ряд его узлов и деталей. В результате конструктивных изменений масса паровоза возросла на одну тонну. Чтобы не повышать нагрузку от движущих колесных пар на рельсы, было решено увеличить с 12 до 13 тс нагрузку от бегунковой колесной пары. В конце 1952 года все паровозы серии Л Коломенского завода (с № 2001), а с начала 1953 года и Ворошиловградского завода (с № 3001) строились по пересмотренным чертежам.
Паровозы серии Л выпускали в 1945—1954 гг. Коломенский паровозостроительный завод (1762 паровоза), в 1946—1950 гг. Брянский машиностроительный завод (389 паровозов) и в 1950—1955 гг. — Ворошиловградский паровозостроительный завод (2048 паровозов). Всего заводы построили 4199 паровозов этой серии. Паровоз Л2216, выпущенный к XXXVI годовщине Великой Октябрьской социалистической революции (1953 г.), стал десятитысячным паровозом Коломенского завода; паровоз Л2143 в 1953 году был отправлен на выставку в Китайскую Народную Республику.