Награды Белорусской железной дороги

Знак «За 25 лет беспорочной службы на Николаевской ж. д. в год 50-летия дороги»

Знак отличия за долголетнюю беспорочную службу на Николаевской железной дороге был учрежден 30 ноября 1901 г. в память 50-летия открытия движения по дороге (1 ноября 1851 г.).
Право на получение знака предоставлялось линейным служащим Николаевской железной дороги, прослужившим усердно и беспорочно 25 лет.

Значок «Лучшему машинисту СССР»

Постановлением СНК СССР в феврале 1931 г. обезличенная езда отменялась. За каждым локомотивом закреплялись две постоянные бригады. Они несли полную ответственность за содержание своего паровоза. Газета «Правда, ВЦСПС, Народный комиссариат путей сообщения и ЦК профсоюза железнодорожников впервые организовали Всесоюзное соревнование, или, как тогда его называли, конкурс спаренных паровозных бригад.
По результатам конкурса 56 лучших машинистов-ударников получили право называться «Лучший машинист СССР». В ходе конкурса спаренных локомотивных бригад появилась одна из первых наград советских железнодорожников — значок «Лучшему машинисту СССР».

    

«Машинистам, — писала газета «Гудок» 16 февраля 1932 г., — получившим первые премии, будут выданы специальные нагрудные жетоны-значки «Лучшему машинисту СССР». Все премированные машинисты получат грамоты на звание лучшего машиниста».

Значок «Почетному железнодорожнику»

 

Значком под №1 награжден 31 октября 1934 года поездной диспетчер Грозненского отделения Кутафин С.В.

Замысел Народного комиссариата путей сообщения об учреждении единой для железнодорожного транспорта СССР награды, которая стала бы гордостью работающих, стимулировала их на достижение высоких результатов в труде, развивала социалистическое соревнование и ударничество, обозначен в интервью газете «Гудок» за 24 ноября 1932 г. председателя ЦК профсоюзов отрасли Амосова.

Значок «Почетному железнодорожнику» 1934 года

утвержден Президиумом ЦИК Союза ССР 08.04.1934г
(Народный комиссариат путей сообщения возглавлял А. А. Андреев)

13 мая 1933 года ЦИК Союза ССР учредил для награждения работников транспорта профессиональную награду — значок «Почетному железнодорожнику». Значок «Почетному железнодорожнику» утвержден 15 мая 1934 года Народным комиссаром путей сообщения А. А. Андреевым как высшая профессиональная награда железнодорожного транспорта СССР. С 1964 г. стал именоваться не значком, а знаком. Циркуляром НКПС № 89/ЦОА от 20 мая 1934 г. на сеть дорог отправлено положение о почетном знаке железнодорожника.

По положению почетный знак железнодорожника выдавался работникам железных дорог Союза ССР за следующие заслуги на железнодорожном транспорте:

  • за предотвращение крушения поездов, гибели транспортных сооружений, подвижного состава, машинного оборудования и спасение потерпевших при крушении;
  • за образцовое проведение особо ударных работ и заданий;
  • за внесение в дело транспорта технических улучшений;
  • за образцовую работу, результатом которой явились технические и экономические достижения на транспорте;
  • за изобретательскую деятельность;
  • за заслуги в научно-исследовательской работе в области транспорта.

Знак «Почетному железнодорожнику» 1960 года

утвержден Постановлением Коллегии МПС СССР от 21.07.1960 г. №25
(Министерство путей сообщения возглавлял Б. П. Бещев)

21 июля 1960 г., коллегия МПС признала необходимым пересмотреть Положение о значке «Почетному железнодорожнику» и разработать новый образец значка. Транспорт в техническом развитии ушел далеко вперед, символика на аверсе значка не отображала происшедших перемен. Один из вариантов нового образца значка подготовил В. Скороход, — сотрудник центрального аппарата МПС с многолетним стажем. Именно образец профессионального железнодорожника был утвержден на коллегии. Вместо паровоза на лицевой части помещен электровоз. Изменено крепление значка к одежде,- он стал носиться на прямоугольной колодочке.

Знак «Почетному железнодорожнику» 1992 года

утвержден Указанием МПС СССР от 26.11.1992 г. №225у
(Министерство путей сообщения возглавлял Г. М. Фадеев)

После распада Советского Союза, кроме политических связей очень быстро терялись и экономические взаимоотношения между странами, входившими в состав СССР как союзные республики. Железнодорожников бывшего Союза продолжала объединять дорога: одинаковая ширина колеи, единые технические требования к подвижному составу, расписание движения поездов и многое другое.

Знак «Почетный железнодорожник» 2002 года

образец знака согласован Решением тридцать второго заседания Совета по железнодорожному транспорту 31 мая 2002 года

На тридцать втором заседании Совета по железнодорожному транспорту 31 мая 2002 года принято решение о согласовании образца знака «Почетный железнодорожник» с Описанием и образец удостоверения к нему.

На тридцать третьем заседании Совета по железнодорожному транспорту государств-участников Содружества (22-23 октября 2002 г., г. Баку) принят ряд изменения и дополнения к Соглашению о награждении знаком «Почетному железнодорожнику» и льготах, предоставляемых работникам железнодорожного транспорта государств-участников Содружества, Азербайджанской Республики, Республики Грузия, Латвийской Республики и Эстонской Республики, награжденным этим знаком, от 6 февраля 1993 года.

Значок «Ударнику сталинского призыва»

учрежден приказом Наркомата путей сообщения от 28 апреля 1934 года 116/Ц

Значок «Ударнику сталинского призыва» учрежден приказом Наркомата путей сообщения от 28 апреля 1934 года 116/Ц за подписями наркома А. Андреева и начальника Политуправления НКПС, заместителя наркома В. Полонского. В приказе написано:

  1. «В целях поощрения лучших ударников, организаторов социалистического соревнования на железнодорожном транспорте установить значок «Ударнику сталинского призыва» утвержденный ЦИК Союза ССР 23 апреля 1934 г.«
  2. Эскиз значка ударника сталинского призыва утвердить следующий: гайка, в центре которой красная звезда и изображение паровоза «Иосиф Сталин», сверху красное знамя с надписью «Ударнику сталинского призыва».
  3. К настоящему приказу прилагается утвержденное Политуправлением положение о значке».

Награждение значком «Ударнику сталинского призыва» прекращено указом ПВС СССР от 16 сентября 1957 года.

Нагрудные знаки «Отличный паровозник». «Отличный движенец», «Оличный путеец», «Отличный связист», «Отличный вагонник», «Отличный строитель», «Отличный восстановитель», «Отличный административный работник»

учреждены Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 сентября 1943 года

Во время войны 22 сентября 1943 года для поощрения особо отличившихся лиц начальствующего и рядового состава железнодорожного транспорта Указом Президиума Верховного Совета СССР утверждено положение и восемь новых нагрудных знаков, выполненных из бронзы в четырех вариантах: желтые (позолоченные), белые (посеребренные), никелированные и оксидированные: «Отличный паровозник», «Отличный движенец», «Отличный путеец», «Отличный связист», «Отличный вагонник», «Отличный строитель», «Отличный восстановитель», «Отличный административный работник». Право награждения нагрудными знаками предоставлялось народному комиссару путей сообщения, начальникам главных и центральных управлений НКПС, начальникам дорог, начальникам управлений военно-восстановительных работ фронтов и начальникам служб железных дорог.

Первые награждения новыми значками проведены в день 25-летия Ленинского комсомола (29 октября 1943 г.), когда НКПС наградил 825 отличившихся молодых железнодорожников значками «Отличный паровозник», «Отличный движенец», «Отличный путеец», «Отличный связист», «Отличный вагонник», «Отличный строитель», «Отличный восстановитель», «Отличный административный работник», а также знаком «Почетному железнодорожнику». Основное награждение новыми значками было проведено к 26 годовщине Октябрьской революции (7 ноября 1943 г.).

Награждение знаками производилось до 1957 года, когда Указом Президиума Верховного Совета СССР от 16 сентября 1957 г. «О нагрудных знаках для поощрения работников железнодорожного транспорта» награждение указанными нагрудными знаками было отменено. Для поощрения особо отличившихся в социалистическом соревновании передовых работников был учрежден единый нагрудный знак «Отличник социалистического соревнования ж. д. транспорта».

Нагрудный значок «Отличник социалистического соревнования ж. д. транспорта»

В апреле 1957 года приказом министра СССР был учрежден значок «Отличник социалистического соревнования железнодорожного транспорта», который заменил собой целый ряд наградных знаков.
В положении о значке указывалось, что им награждаются передовые работники железных дорог, промышленных предприятий, строительств и организаций МПС, особо отличившиеся в социалистическом соревновании. К награждению представлялись работники за обеспечение безопасности движения поездов, экономию топлива и электрической энергии, отличное содержание подвижного состава, оборудования, средств связи, путевого хозяйства, изобретательскую и рационализаторскую работу, внедрение новой техники, выполнение и перевыполнение производственных показателей путей сообщения.

Право награждения значком предоставлялось Министерству путей сообщения и ЦК профсоюза рабочих железнодорожного транспорта по представлению руководителей предприятий, партийных и профсоюзных организаций, через начальников дорог и управлений МПС. Позже такое право было предоставлено начальникам железных дорог и дорпрофсожам. Значок «Отличник социалистического соревнования железнодорожного транспорта», носится на правой стороне груди, ниже орденов и медалей.

Нагрудные значки «За безаварийный пробег на локомотиве 1 000 000 км», «За безаварийный пробег на локомотиве 500 000 км»

В августе 1985 года МПС, в целях повышения активности локомотивных бригад в борьбе за гарантированное обеспечение безопасности движения поездов, стимулирование безупречного выполнения должностных обязанностей, повышение престижности работы профессии машиниста и помощника машиниста введено наградные значки «За безаварийный пробег на локомотиве 1 000 000 км» и «За безаварийный пробег на локомотиве 500 000 км».

По утвержденному в МПС Положению значками награждались машинисты и помощники машинистов локомотивов, моторвагонных поездов, машинисты-инструкторы, а также инженерно-технические работники и руководители предприятий локомотивного хозяйства, выполнившие установленную норму пробега на локомотиве в качестве машинистов и помощников машинистов, безупречно выполняющие должностные обязанности и социалистические обязательства в том числе по уходу за локомотивами (МВПС) и экономному израсходованию топливно-энергетических ресурсов, не имевшие грубых нарушений безопасности и дисциплины.

К награждению могли представляться машинисты (помощники машинистов) локомотивов, ветераны труда, находящиеся на пенсии, ранее выполнившие норму пробега и продолжающие участвовать в производственной или общественной жизни депо. Лица, награжденные значком «За безаварийный пробег на локомотиве 500 000 км», при награждении их значком «За безаварийный пробег на локомотиве 1 000 000 км» имеют право на ношение только второго значка. При достижении пробега в 1,5-2 миллиона километров и награждении соответствующими значками допускается ношение не более двух значков одновременно. Остальные значки остаются у награжденного.

С распадом Советского Союза на Белорусской железной дороге ими перестали награждать. Приказом от 30.01.2009 №46 Н было утверждено новое Положение о вышеназванных нагрудных знаках:

«1.1. Нагрудными знаками «За безаварийный пробег на локомотиве 500 000км» и «За безаварийный пробег на локомотиве 1 000 000км» (далее — знаками) награждаются машинисты и помощники машинистов локомотивов, моторвагонного подвижного состава (далее — МВПС), машинисты-инструкторы, а также инженерно-технические работники и руководители предприятий локомотивного хозяйства, выполнившие установленную норму пробега на локомотиве в качестве машинистов и помощников машинистов, безупречно выполняющие свои должностные обязанности и обязательства по уходу за локомотивами (МВПС), экономному расходованию топливно-энергетических ресурсов, не имеющие грубых нарушений безопасности движения, охраны труда и дисциплины.

1.2. К награждению знаками представляются работники, пользующиеся авторитетом в трудовых коллективах и имеющих к моменту представления к награждению безаварийный пробег на локомотивах 500000 и 1000000 километров соответственно. Расчет безаварийных пробегов считать приведенным из расчета 500000 км — 12 лет работы в должности машиниста или помощника машиниста, 1000000 км — 24 года работы в должности машиниста или помощника машиниста, не зависимо от видов движения.»

Согласно приказу, подписанному заместителем начальника Белорусской Владимиром Рингом, 30 июля обладателями первого знака стали 16 железнодорожников, второго — 37.

Нагрудный значок «За безопасность движения»

учрежден приказом МПС № 29 Ц от 22 августа 1983 г.

Значком «За безопасность движения» награждаются работники, связанные с движением поездов, безупречно проработавшие на железнодорожном транспорте не менее 5 лет, не допустившие брака в работе, а также лица, проявившие бдительность, мужество и находчивость в предотвращении крушений, аварий и нарушений безопасности движения.
Награжденному значком «За безопасность движения» выдавалось удостоверение установленного образца. Вручали значок начальники управлений МПС и их заместители, начальники дорог и их заместители, председатели и члены президиумов дорожных комитетов профсоюза и по их поручениям — начальники отделений, дорог, председатели и члены президиумов районных комитетов профсоюза на общих собраниях рабочих и служащих.

Нагрудный знак «Выдатнік Беларускай чыгункі»

учрежден Указом Президента Республики Беларусь от 02.06.2003 № 222

Нагрудным знаком «Выдатнік Беларускай чыгункі» награждаются работники организаций Белорусской железной дороги, внесшие значительный личный вклад в развитие железнодорожного транспорта Республики Беларусь, достигшие высоких результатов в работе, постоянно повышающие профессиональное мастерство и передающие свой опыт другим работникам.

Нагрудным знаком могут награждаться лица, не работающие на Белорусской железной дороге, за особые заслуги перед Белорусской железной дорогой, активное и эффективное содействие в решении ее задач.

Нагрудный знак отличия «За добрасумленную працу на Беларускай чыгунцы»

учрежден постановлением Министерства транспорта и  коммуникаций   Республики Беларусь от 01.04.2014 № 9

Нагрудным знаком отличия награждаются работники государственного объединения «Белорусская железная дорога» и организаций, входящих в его состав,  за многолетний безупречный труд на железнодорожном транспорте, успехи в профессиональном мастерстве и проработавшие на Белорусской железной дороге не менее 20 лет.
Награждение нагрудным знаком производится последовательно от низшей степени к высшей. Высшей степенью является I степень.

Нагрудным знаком I степени награждаются работники, проработавшие на Белорусской железной дороге не менее 30 лет.

Нагрудным знаком II степени награждаются работники, проработавшие на Белорусской железной дороге не менее 25 лет.

Нагрудным знаком III степени награждаются работники, проработавшие на Белорусской железной дороге не менее 20 лет.