Железнодорожные пассажирские перевозки

В 1971–1991 годах освоение постоянно растущего объема пассажирских перевозок достигалось за счет увеличения размеров движения, улучшения использования вагонов и повышения длины пассажирских поездов, организаций новых маршрутов поездов и прицепных вагонов беспересадочного сообщения.

Если в 1971 году на дороге перевезено 78,58 млн пассажиров, в том числе 57,03 млн — из пригородов, то в 1995 году достигнут уровень 148,5 млн пассажиров, из них — 129,8 млн из пригородов.

Введены новые маршруты и в международном сообщении: прицепные вагоны Минск-Берлин, Минск-Прага, Минск-София, Минск-Белосток, Минск-Будапешт, а также поезда на Варшаву из Минска, Гомеля, Полоцка, на Сокулку — из Могилева и Минска.

С 1986 года начало развиваться движение длинносоставных пассажирских поездов до 24-х вагонов. Это потребовало организации дополнительных мер по обеспечению безопасности движения, посадки и высадки пассажиров за счет удлинения посадочных платформ и приемоотправочных путей. Такие поезда на Москву пошли из Минска (№ 4/3), Гомеля (№ 55/56), Гродно (№ 78/77), Полоцка (№ 277/278). Росту объема перевозок способствовало и интен­сивное развитие туристических перевозок. Беларусь стала местом посещения для любителей путешествий со всех республик страны и зарубежья.

Для обеспечения условий пребывания туристов в «гостинице на колесах» потребовалось решить вопрос строительства пунктов отстоя туристических поездов с необходимыми санитарно-техническими обустройствами. В 1972 году в Бресте был построен такой пункт для одновременного приема двух туристических поездов, а в 1980 году в Минске (станция Ждановичи) принята в эксплуатацию база отстоя турпоездов на три состава. С ее открытием была разгружена станция Минск-Пассажирский, на которую до этого в отдельные дни прибывало на отстой до пяти составов с туристами.

Возрастали на дороге и пригородные перевозки. Если до 1980 года пригородными пассажирами были в основном рабочий, приезжающий из пригорода в город на работу, учащийся, студент — на учебу, люди, выезжающие по выходным на лоно природы в зоны отдыха, то начиная с 80-х годов увеличению пригородных перевозок способствовало бурное развитие садоводческих участков, прилегающих, как правило, к железной дороге.

На дороге проводились школы передового опыта с показом достигнутого, с выездом участников совещания специальным поездом на участки. Особенно показательными в этой работе в 1975–1980 годах были электрифицированные участки Минского отделения дороги, а также главный ход Брест-Москва. Дорога готовилась к перевозке участников Олимпийских игр 1980 года в г. Москве.

В эти годы наряду с объектами линейных станций и остановочных пунктов продолжались работы по укреплению материально-технической базы пассажирского хозяйства. Были открыты кассы предварительной продажи билетов в городах Брест, Гомель, Могилев, Витебск, Полоцк. Открывались кассы по продаже билетов и на крупных предприятиях республики.

Одним из главных направлений научно-технического прогресса в пассажирском хозяйстве является автоматизация процесса обслуживания пассажиров. Наиболее ярко это проявляется в продаже билетов, организации информации пассажиров по всем интересующим вопросам по принципу: минимум затрат времени на получение справки.

В 1970–1980 гг. проделана значительная работа по централизации продажи билетов, развитию средств связи и применению электронно-вычислительной техники для обработки заказов.

Дальнейшее развитие получила технология резервирования мест и продажи билетов на поезда дальнего и местного сообщения. Осуществлялись меры по предоставлению дополнительных платных услуг. Ручная продажа билетов не могла обеспечить повышения производительности труда. Лучшие билетные кассиры в Минске оформляли за смену 180-200 билетов.

1 апреля 1987 года впервые на Белорусской железной дороге через два терминала, установленных в Минске, начался заказ прямой плацкарты через «Экспресс-2», функционирующий в Москве.

С 1 апреля 1988 года начал работу собственный комплекс «Экспресс-2». Внедрение этой системы дало возможность расширить сроки продажи билетов от 1 до 45 суток. Увеличилась доставка билетов на дом и на предприятия. В 1988 году были установлены два справочно-информационных терминала системы «Экасис», где пассажиры нажатием кнопки сами могли узнать время отправления поезда и наличие мест на поезда своего формирования.

К 1989 году было установлено уже 40 терминалов «Экспресс-2», все билетные кассиры обучены работе на них, ручная продажа билетов в предварительных кассах была прекращена. Работу на терминалах успешно освоили билетные кассиры.

Начиная с 1990 года система «Экспресс-2» нашла дальнейшее внедрение на вокзалах дороги, а также на линейных станциях с большим пассажиропотоком. 31 декабря 1992 г. на всей дороге была внедрена суточная продажа билетов через «Экспресс-2», а с 1 июля 1993 года организована продажа билетов международного сообщения.