Белорусская железная дорога – неотъемлемая часть народнохозяйственного комплекса Республики Беларусь

Структура Белорусской железной дороги

 

Исторический факт. Указом Президента Республики Беларусь от 20.08.2001
№ 443 «О геральдическом знаке-эмблеме Белорусской железой дороги, форменной одежде и знаках различия работников железнодорожного транспорта общего пользования» был утвержден геральдический знак-эмблема Белорусской железной дороги и введены новая форма и знаки различия в виде погон. В 2006 году были утверждены гимн и флаг Белорусской железной дороги.


Указом Президента Республики Беларусь от 5 мая 2006 года № 286 Белорусская железная дорога была подчинена Министерству транспорта и коммуникаций Республики Беларусь.

В 2007 году на Белорусской железной дороге был создан Центр управления перевозками. В том же году в целях обеспечения непрерывной эксплуатации магистральной цифровой сети связи, своевременного устранения аварийных ситуаций, эффективного управления ресурсами сети, повышения качества услуг связи, предоставляемых организациям Белорусской железной дороги, был создан Дорожный центр управления сети связи и передачи данных (ЦУ ССПД) в структуре Конструкторско-технического центра путем преобразования Дорожного центра управления единой сети передачи данных (ЦУ ЕСПД).

В январе 2009 года в целях стимулирования развития современных технологий организации перевозок была проведена реорганизация республиканского транспортно-экспедиционного унитарного предприятия «БЕЛИНТЕРТРАНС» и транспортно-экспедиционного республиканского дочернего унитарного предприятия «Минскжелдортранс» путем слияния. На их базе было создано республиканское транспортно-экспедиционное унитарное предприятие «БЕЛИНТЕРТРАНС - транспортно-логистический центр».

Масштабные изменения в структуре дороги произошли в 2010 году, когда 12 республиканских унитарных предприятий Белорусской железной дороги были преобразованы в открытые акционерные общества. Кроме этого, согласно распоряжению Президента Республики Беларусь от 17 апреля 2010 года из состава Белорусской железной дороги переданы в коммунальную собственность шесть учебно-воспитательных учреждений.

К 2011 году Белорусская железная дорога сформировалась как государственное объединение, в составе которого находились отделения, промышленные, строительные, проектные, конструкторские, снабженческие, торговые и другие предприятия, а также учреждения образования, здравоохранения, культуры и спорта. В конце 2011 года из структуры дороги в структуру Министерства здравоохранения Республики Беларусь были переданы учреждения здравоохранения.

В конце 2011 года на базе производственного республиканского унитарного предприятия «Гомельский вагоноремонтный завод им. М.И.Калинина» было создано закрытое акционерное общество «Гомельский вагоностроительный завод». Его учредителями выступили Белорусская железная дорога и открытое акционерное общество «Крюковский вагоностроительный завод» (Украина).

В связи с передачей учреждений здравоохранения, входивших в состав Белорусской железной дороги, в собственность административно-территориальных единиц приказом Начальника дороги от 29.11.2011 № 400Н принято решение о ликвидации лечебно-управленческого учреждения «Врачебно-санитарная служба Белорусской железной дороги». С 1 марта учреждение исключено из состава Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

С 30.03 2012 г. согласно приказу Начальника Белорусской железной дороги от 28.03.2012 №151Н в составе транспортного республиканского унитарного предприятия «Витебское отделения Белорусской железной дороги» созданы сельскохозяйственные республиканские дочерние унитарные предприятия «Выдрея» и «Улишицы-Агро».

В соответствии с приказом Начальника Белорусской железной дороги от 24.05.2012 №226Н в составе транспортного республиканского унитарного предприятия «Гомельское отделения Белорусской железной дороги создано сельскохозяйственные республиканское дочернеее унитарное предприятия «Крынки-Агро».

Грузовые перевозки

Одним из факторов повышения объемов перевозок грузов явилось подписание в 2002 году Соглашения между правительствами Республики Беларусь и Российской Федерации о создании равных условий в области ценовой политики. В соответствии с ним с 1 июля 2002 года на Белорусской железной дороге был введен в действие внутрироссийский тариф на экспортно-импортные перевозки грузов железнодорожным транспортом в сообщении между дорогами Беларуси и России.

В июле 2007 года была утверждена Концепция совершенствования системы управления перевозочным процессом на Белорусской железной дороге. В ней была обоснована необходимость создания Центра управления перевозками (ЦУП) на основе применения принципов централизации и концентрации управления, а также внедрения информационных технологий. Центр должен был объединить 21 диспетчерский участок (до его введения на дороге действовал 31). 8 октября 2009 года ЦУП посетил Президент Республики Беларусь А.Лукашенко.

В 2007 году на дороге началось внедрение автоматизированной системы планирования и согласования приема грузов АС «Месплан» с применением электронной цифровой подписи.

На Белорусской железной дороге активно развивались контейнерные перевозки прямыми ускоренными поездами, рост популярности которых был обусловлен их универсальностью и экономичностью.

В 2009 году Ассоциацией европейских интермодальных перевозок поезд «Викинг» был признан лучшим европейским проектом по перевозке грузов в 2009 году.

С целью увеличения объемов грузовых перевозок железнодорожным транспортом в рамках II Международного транспортного коридора и более полного использования рыночного потенциала грузового сообщения между Азией, Китаем, Россией, Западной Европой и в обратном направлении 8 апреля 2008 года представителями открытого акционерного общества «Российские железные дороги», акционерного общества «Польские железные дороги», Белорусской железной дороги и компании «Рейлион Дойчланд АГ» был подписан договор об учреждении совместного предприятия — закрытого акционерного общества «Евразия Рейл Логистикс».

На Белорусской железной дороге была создана сеть транспортно-логистических центров на базе предприятий грузового хозяйства дороги и государственного предприятия «БЕЛИНТЕРТРАНС - транспортно-логистичский центр». Филиалы предприятия были открыты во всех областных городах Беларуси, а в мае 2010 года  в г. Клайпеде (Литва).

Осенью 2011 года по белорусской магистрали курсировало девять контейнерных поездов: «Восточный ветер», «Казахстанский вектор», «Монгольский вектор», «Фольксваген РУСС», «Пежо-Ситроен», «Москвич», ZUBR, «Викинг», Чунцин (Китай)-Дуйсбург (Германия). Последний проект стартовал весной 2011 года.

С участием Транссибирской магистрали в 2011 году началась реализация проекта по доставке автокомплектующих BMW из Лейпцига (Германия) в Шеньян (Восточный Китай).

Знаковым событием 2011 года стало внедрение технологии формирования и пропуска грузовых поездов на удлиненные гарантийные участки качественного технического обслуживания грузовых вагонов. Это позволило пропускать транзитные поезда с минимальным простоем на попутных технических станциях

Новые перспективы развития грузоперевозок открылись с началом функционирования Единого экономического пространства. Уже в 2011 году наблюдалась устойчивая тенденция роста объема грузоперевозок по Белорусской железной дороге в рамках Таможенного союза Беларуси, России и Казахстана.

В рамках Единого экономического пространства подписано и ратифицировано Соглашение о регулировании доступа к услугам железнодорожного транспорта, включая основы тарифной политики.  В 2012 году Минэкономики совместно с Белорусской железной дорогой вели планомерную работу по сближению внутриреспубликанских и международных железнодорожных тарифов.

В 2013 году с целью развития взаимовыгодного сотрудничества  государственное предприятие «БЕЛИНТЕРТРАНС - транспортно-логистический центр» (БТЛЦ) Белорусской железной дороги и объединение «Порт Гамбург Маркетинг» подписали в Минске соглашение о сотрудничестве.

В июле 2014 года в Барановичах в рамках конференции по совершенствованию системы транспортного обслуживания клиентов открыт Центр транспортного обслуживания на станции Барановичи-Центральные, деятельность которого направлена на привлечение дополнительных объемов перевозок грузов за счет улучшения качества обслуживания грузовладельцев, работы по принципу «одно окно» и оказания комплексных услуг по доставке грузов.

В ноябре 2014 года была зарегистрирована Объединенная транспортно-логистическая компания Беларуси, России и Казахстана, что стало итогом совместной работы трех железнодорожных администраций.

В декабре 2015 завершение реконструкции парка Е на станции Орша-Центральная позволило значительно оптимизировать обработку длинносоставных поездов до 100 условных единиц.

В июле 2015 завершена начатая в 2010 г. модернизация городской товарной станции Колядичи. Транспортно-логистический терминал на станции Колядичи государственного предприятия «Белинтертранс — транспортно-логистический центр» Белорусской железной дороги может выступать в качестве «сухого порта», имеющего связь с морскими портами через организованную транспортную инфраструктуру.

31 августа 2015 года введена в эксплуатацию вторая очередь проекта «Станция Ситница Белорусской железной дороги. Развитие». Реализация проекта позволила освоить объем погрузки строительных материалов на станции Ситница до 1050 вагонов в сутки.

В 2016 году реализован ряд значимых международных проектов. С 12 декабря Белорусская железная дорога и ОАО «РЖД» осуществили полный переход на электронный документооборот по перевозке грузов через все погранпереходы в сообщении Беларусь—Россия (за исключением Калининградского направления). При организации данных перевозок используются электронные накладные СМГС, подписанные электронной цифровой подписью (ЭЦП).

Железнодорожные администрации Беларуси, России и Литвы внедрили электронный документооборот при организации транзитных перевозок порожних приватных вагонов в сообщении Россия—Беларусь—Литва—Россия (Калининградская область).

Пассажирские перевозки

В 2005–2009 годах наблюдалась тенденция снижения пассажирооборота во внутриреспубликанском сообщении. Такое снижение объемов носило устойчивый характер и было обусловлено рядом факторов, не зависящих от Белорусской железной дороги (увеличение количества личных автомобилей, использование населением маршрутных такси, снижение численности сельского населения и т. д.).

В 2000–2005 годах реализовывалась дорожная программа капитально-восстановительного ремонта и благоустройства вокзалов. Были разработаны и утверждены отдельные программы на 2000-2005 годы по ремонту вокзалов главного хода на участке Красное-Брест, реконструкции платформ и приведению их в соответствие с требованиями правил технической эксплуатации.

Кстати. В 2007 году была внедрена в промышленную эксплуатацию аналитическая база данных системы продажи билетов через АСУ «Экспресс-3». В 2008 году в системе насчитывалось более 300 комплектов терминального оборудования.


В мае 2007 года на Белорусской железной дороге был введен новый вид услуг для населения — заказ и доставка пассажирских билетов через Интернет, а в кассах вокзалов наиболее крупных станций было установлено оборудование для организации безналичных расчетов за приобретаемые проездные документы с использованием банковских пластиковых карточек.

Справка. С 22 июня 2008 года вступили в силу «Правила перевозок пассажиров и багажа железнодорожным транспортом общего пользования в Республике Беларусь», утвержденные постановлением Министерства транспорта и коммуникаций 21.04.2008 № 57.


В 2010 году на Белорусской железной дороге были начаты масштабные преобразования инфраструктуры пассажирского хозяйства. Первым шагом в направлении совершенствования пассажирских услуг стал проект «Новый формат пассажирских перевозок». Он характеризуется двумя основными понятиями — мобильность и экологичность.

Одним из элементов «Нового формата» является проект «Городские линии», направленный на повышение качества транспортного обслуживания жителей столицы, создание комфортных условий для поездок. В ходе реализации проекта в 2010 году был заключен контракт со швейцарской компанией «Stadler» на закупку современных электропоездов для перевозки пассажиров. В 2011 году было закуплено пять электропоездов городских и региональных линий.

10 сентября 2011 года было открыто регулярное движение электропоездов городских линий в сообщении Минск-Пассажирcкий—Ждановичи—Беларусь. 10 октября 2011 года было открыто регулярное движение электропоездов городских линий в сообщении Минск-Пассажирcкий—Михановичи—Руденск. В ноябре того же года — регулярное движение электропоездов региональных линий бизнес-класса Минск—Барановичи—Брест, от Минска до Орши.

В начале февраля 2011 года Белорусская железная дорога и ОАО «Белкоммунмаш» подписали договор о производстве шести одновагонных рельсовых автобусов, которые планировалось направить в Гомельское и Витебское отделения магистрали. В январе 2012 года прошли испытания первенца — ДП-1.

10 февраля 2011 года Белорусская железная дорога запустила в опытную эксплуатацию онлайн-систему продажи проездных документов по банковским карточкам через сеть Интернет с использованием системы «Интернет-банкинг» открытого акционерного общества «АСБ Беларусбанк».

В марте 2011 года Министерство транспорта и коммуникаций Республики Беларусь утвердило cтратегию развития пассажирских перевозок в Беларуси на 20112015 годы.

В 2012 году белорусская магистраль продолжает планомерную работу, направленную на реализацию Указа Президента Республики Беларусь №202 «О мерах по развитию перевозок пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования».

В рамках нового формата пассажирских перевозок по магистрали курсируют поезда городских линий на участках Минск—Беларусь (28 пар поездов), Минск—Руденск (4 пары); поезда региональных линий бизнес-класса на участках Минск—Барановичи (4 пары), Барановичи—Брест (3 пары), Минск—Орша (2 пары), а также одновагонные дизель-поезда эконом-класса по маршруту Калинковичи—Словечно (5 пар), Василевичи—Хойники (5 пар) и одновагонные дизель-поезда бизнес-класса по маршруту Кричев–Орша (3 пары).

Особое внимание уделяется реконструкции вокзальных комплексов, ведется реконструкция приграничных вокзальных комплексов — в Бресте и Гродно.

Продолжается внедрение безбумажных технологий. В сентябре 2012 года в режиме опытной эксплуатации была введена услуга электронной регистрации пассажиров на поезда, курсирующие в пределах территории Беларуси с оплатой проездных документов через сеть Интернет по банковским пластиковым карточкам.

С 15 декабря 2013 года услуга электронной регистрации, позволяющая не оформлять проездные документы в кассе, стала доступной при оплате через Интернет билетов на все поезда, курсирующие в прямом сообщении Беларусь—Россия.

5 апреля 2013 года в Бобруйске прошла торжественная церемония открытия электрифицированного участка Осиповичи—Бобруйск и начала движения электропоездов региональных линий от Минска до Бобруйска.

29 сентября по маршруту МинскЖлобин начали регулярно курсировать поезда на электротяге. С этого дня по данному маршруту пассажиров ежедневно перевозит поезд региональных линий бизнес-класса ЭПР, а также 2 пары электропоездов региональных линий эконом-класса.

7 ноября 2013 года открыто регулярное движение поездов городских линий на участке Минск—Руденск. С 7 ноября по маршруту Минск—Руденск курсирует девять пар поездов городских линий. Расстояние от столицы до Руденска современные поезда городских линий преодолевают за 48–50 минут.

В 2014 году железнодорожники на высоком уровне обеспечили перевозку гостей и участников чемпионата мира по хоккею. Реконструированы вокзальные комплексы станций Брест-Центральный, Гродно, Барановичи-Центральные, проведено обустройство станций Городок и Житковичи. Продолжилось развитие вокзального комплекса станции Минск-Пассажирский.

Одним из ключевых событий стала реализация инвестиционного проекта по перевозке пассажиров железнодорожным транспортом между столицей и Национальным аэропортом Минск. В ноябре 2014 года по данному маршруту начал курсировать современный трехвагонный дизель-поезд ДП3.

Поезда нового поколения в 2014 году стали курсировать и на других маршрутах — как в пределах Беларуси, так и в международном сообщении. С мая трехвагонные дизель-поезда ДП3 перевозят пассажиров между Минском и Вильнюсом. С июня на участках с интенсивным пассажиропотоком — Минск—Барановичи—Брест и Минск—Орша начали курсировать электропоезда региональных линий повышенной комфортности ЭПРII в пятивагонном исполнении.

В 2014 году активно развивались современные технологии продажи проездных документов. Установлено 45 платежно-справочных терминалов самообслуживания для реализации проездных документов на поезда городских и региональных линий эконом-класса. В 2014 году более миллиона проездных документов пассажиры приобрели через Интернет.

В ноябре 2015 года электропоезда городских линий соединили Минск с городом-спутником — Смолевичами.

В декабре 2015 года внедрена новая технология приобретения электронных билетов на сайте poezd.rw.by.

Продолжилось обновление пассажирского подвижного состава. Поступил первый электропоезд межрегиональных линий ЭПм в 7-ми вагонном исполнении.

В 2016 году важным событием стало торжественное открытие в июне регулярного движения поездов на электровозной тяге по направлению Гомель—Минск—Гомель.

3 августа состоялось открытие межрегиональных пассажирских перевозок бизнес-класса электропоездом ЭПМ InterCiti по направлению Гомель—Минск.

Расширена сеть продаж проездных документов — открыта железнодорожная касса в городе Островце. Организована интермодальная перевозка пассажиров по маршруту Минск—Брест—Каменец.

Локомотивное хозяйство

Стремясь к постоянному совершенствованию своей работы предприятия разрабатывали и внедряли системы менеджмента качества в соответствии с требованиями государственного стандарта СТБ ISO 9001-2001. Первым на территории СНГ среди железнодорожных организаций было локомотивное депо Барановичи. В 2006 году в целях дальнейшего развития и совершенствования системы управления предприятием в депо сертифицировали интеграционную систему менеджмента в соответствии с СТБ ИСО 9001-2001 и СТБ 18001-2005. Причем депо Барановичи стало первым в железнодорожной отрасли и восьмым предприятием в Беларуси, создавшим и сертифицировавшим интегрированную систему менеджмента на базе этих двух стандартов.

С 2003 года локомотивы начали оборудоваться унифицированным комплексным локомотивным устройством безопасности (КЛУБ-У).

Для электротягового подвижного состава была предназначена универсальная система автоведения поезда (УСАВП). Ее спутником был регистратор параметров движения и автоведения (РПДА). В 2008 году было начато оснащение электровозов ЧС4Т и ВЛ80с системами автоведения пассажирских и грузовых поездов. Все электровозы ВЛ80с были оборудованы системой регулирования частоты вращения вентиляторов (САУВ), что позволило снизить расходы электроэнергии на тягу поездов до 5% общего расхода.

Моторвагонное депо Минск-Северный в 2003 году успешно внедрило универсальную систему автоматического ведения электропоездов (УСАВПЭ).

В 2000-х годах были созданы мощные цеха по капитальному ремонту колесных пар со сменой элементов в депо Молодечно, Барановичи, Лида.

Факт. Еще одним, по сути дела, ноу-хау белорусских локомотивщиков стала разработка в 2005 году дизель-поездов ДП1Б (трех- и шестивагонное исполнение) для регионального и межобластного сообщений, которую воплотил в жизнь Рижский вагоностроительный завод. Для малодеятельных участков двух- и трехвагонные дизель-поезда МДП1 смонтировали уже в Лиде.

Ежегодно дорога закупала новые тепловозы с целью обновления парка пассажирских тепловозов. Так, в 2008 году у ОАО «Коломенский завод» (Россия) было закуплено пять тепловозов серии ТЭП70БС. В 2010 году были приобретены пять тепловозов серии ТЭП70БС взамен выработавших свой моторесурс тепловозов ТЭП60.

В октябре 2010 года был заключен контракт с Корпорацией по экспорту и импорту электрооборудования Китая и Датунским электровозостроительным заводом на поставку в 2012 году 12 грузовых магистральных и 2-секционных электровозов, а в январе 2012 года прошли первые испытания в Датуне (Китай) электровоз БКГ-1.

В 2010 году дорога приступила к реализации инвестиционного проекта «Модернизация и сборка маневровых локомотивов в Республике Беларусь».

В результате углубленной модернизации тепловоза ЧМЭЗ в локомотивном депо Лида в 2010 году был создан локомотив серии ТМЭ1.

В июне 2008 года была завершена реализация масштабного проекта по внедрению технологии автоматической идентификации подвижного состава (САИПС).

В феврале 2011 года Белорусская железная дорога и ОАО «Белкоммунмаш» подписали договор на изготовление и поставку шести одновагонных дизель-поездов, отличающихся высоким уровнем технических характеристик и комфорта.

В апреле 2011 года в Минске прошла торжественная передача в опытную эксплуатацию первого белорусского маневрового тепловоза серии ТМЭ1. В августе 2011 года комиссия Белорусской железной дороги приняла в эксплуатацию новый, второй по счету, маневровый тепловоз ТМЭ2, изготовленный в локомотивном депо Лида.

К концу 2011 года было выпущено 12 локомотивов серии ТМЭ1 и ТМЭ2, которые работали в столичном железнодорожном узле.

Белорусской железной дорогой разработан проект по созданию двухосного маневрового тепловоза ТМЭ3. Первый двухосный маневровый тепловоз ТМЭ3 изготовлен белорусскими железнодорожниками совместно со специалистами чешской компании CZ LOKO в декабре 2012 года.

В 2012 году магистралью были приобретены 6 двухсекционных грузовых электровозов БКГ1, изготовленных Датунским электровозостроительным заводом; 5 современных электропоездов швейцарского производства; 4 одновагонных дизель-поезда ДП1 и другой подвижной состав.

Электровозы БКГ1 введены в постоянную эксплуатацию на электрифицированных участках Белорусской железной дороги Минск—Брест и Минск—Орша II Общеевропейского транспортного коридора, а также Минск—Молодечно и Минск—Осиповичи IX Общеевропейского транспортного коридора.

Электровозы БКГ1 подтвердили свою надежность и эффективность при перевозке тяжеловесных поездов. Электровоз обладает мощностью 9600 кВт и способен вести в зависимости от профиля пути и скоростного режима грузовые составы весом до 8000 тонн. В марте 2013 года Белорусская железная дорога получила сертификат, позволяющий эксплуатировать электровозы БКГ1 в международном сообщении.

В рамках официального визита Президента Беларуси Александра Лукашенко в Китай 16 июля 2013 года в Пекине подписаны контракты между Белорусской железной дорогой и корпорацией по экспорту и импорту электрооборудования Китая «China National Electric Import & Export Corp.» на приобретение 18 односекционных грузовых электровозов БКГ2.

В декабре 2012 года Белорусская железная дорога заключила контракт со швейцарской компанией Stadler Bussnang AG на поставку в 2013–2014 годах 6 5-вагоннных электропоездов FLIRT для региональных линий. 19 декабря 2013 года в моторвагонное депо Минск поступил первый электропоезд региональных линий бизнес-класса в пятивагонном исполнении производства компании «Stadler Bussnang AG» (Швейцария)

В 2014 году большое внимание уделялось обновлению, модернизации и капитальному ремонту парка тягового и моторвагонного подвижного состава.

В течение 2014 года были приобретены 4 электропоезда серии ЭПР пятивагонной составности и 3 дизель-поезда ДП3 трехвагонной составности.

В локомотивном депо Лида было изготовлено 11 маневровых тепловозов ТМЭ1 и ТМЭ2 и 13 двухосных маневровых тепловозов ТМЭ3.

В 2015 году обновление пассажирского подвижного состава продолжилось. Поступил первый электропоезд межрегиональных линий ЭПМ в 7-ми вагонном исполнении.

Сотрудничество по обновлению тягового и моторвагонного подвижного состава осуществлялось с компаниями Швейцарии, Польши, Китая, Чехии и России.

В феврале 2016 года в моторвагонное депо Минск поставлен второй семивагонный электропоезд ЭПм производства швейцарской компании Stadler Bussnang AG.

В локомотивное депо Минск поступили 4 трехвагонных дизель-поезда ДП3 производства польской компании АО «ПЕСА Быдгощ».

В феврале 2016 года в локомотивное депо Барановичи прибыли 2 односекционных китайских электровоза БКГ2 производства Датунского электровозостроительного завода. До конца 2017 года планируется поставка еще 16 электровозов БКГ2.

Вагонное хозяйство

Переломным моментом в вопросе обновления парка грузовых вагонов явилось решение Президента РБ в 2003 году об организации производства грузовых вагонов в Могилеве. В марте 2005 года совместное открытое акционерное общество «Могилевский вагоностроительный завод» наладил выпуск полувагонов модели 12-783 и вагон-хоппер модели 19-9774, которые предназначены для общесетевого использования на железных дорогах России и стран СНГ колеи 1520 мм.

Во время своего визита на это предприятие в ноябре 2007 года Президент Республики Беларусь одобрил создание в нашей стране еще одного подобного производства на базе Осиповичского вагонного депо. Выход на полную мощность позволил производить 2,5 тысячи грузовых вагонов и 2 тысячи танк-контейнеров. Модельный ряд грузовых вагонов включал вагоны-цистерны и платформы.

В 2007 году на Минском вагоноремонтном заводе имени А.Ф.Мясникова началась сборка плацкартных вагонов модели 61-537, предназначенных для ближнего и дальнего зарубежья.

В июле 2008 года был выпущен первый пассажирский купейный вагон совместной сборки производственного республиканского унитарного предприятия «Гомельский вагоноремонтный завод имени М.И.Калинина» и ОАО «Крюковский вагоностроительный завод» (Украина). Через год парк вагонов белорусского производства пополнился первым спальным вагоном. Его выпуск был осуществлен на минском вагоноремонтном заводе имени А.Ф.Мясникова на базе кузова Санкт-Петербургского завода «Вагонмаш».

В конце 2011 года на базе производственного республиканского унитарного предприятия «Гомельский вагоноремонтный завод им. М. И. Калинина» было создано закрытое акционерное общество «Гомельский вагоностроительный завод». Его учредителями выступили Белорусская железная дорога и ОАО «Крюковский вагоностроительный завод» (Украина). Задача предприятия — выпуск всех типов пассажирских вагонов.

В соответствии с Программой развития Белорусской железной дороги до 2010 года была проведена реконструкция Витебского, Могилевского и Жлобинского вагонных депо.

Руководство дороги согласно Программе развития приобретало новый подвижной состав. В период с 2002 по 2004 год было приобретено 242 грузовых вагона, в 2005 году — 1315, в 2006 — 952, в 2007 — 1236, в 2008 — 793, в 2009 — 300. В 2010 году было приобретено 607 новых грузовых вагонов.

В октябре 2011 года парк грузовых вагонов Республики Беларусь насчитывал 35 943 единицы.

За 20002011 годы значительно выросли объемы погрузки предприятиями Беларуси.

В соответствии с Программой развития Белорусской железной дороги до 2010 года была проведена реконструкция в Витебском, Могилевском, Жлобинском вагонных депо. Приобрело новый вид Минское вагонное депо, где был проведен капитальный ремонт зданий с отделкой фасадов, замена технологического оборудования. В 2011 году была завершена реконструкция Полоцкого депо, начаты работы по реконструкции Барановичского вагонного депо, велись работы по подготовке к реконструкции промывочно-пропарочной станции Барбаров.

На дороге проводилась работа по обновлению и замене устаревших дистанционно-информационных систем (ДИСК) на комплексы технических средств модернизированные (КТСМ-02).

В вагонном хозяйстве велась целенаправленная работа по импортозамещению. С целью экономии валютных средств в конце 2000-х годов было освоено производство люков полувагонов, бортов платформ, дверей и запорных устройств для крытых вагонов, подвесок рессорного комплекта рефрижераторных вагонов.

В 2011 году вагонными депо плановыми видами ремонта отремонтировано 10710 грузовых вагонов инвертарного парка БЖД, приобретено 2068 новых грузовых вагонов , в том числе 950 вагонов-цистерн, 620 полувагонов, 70 цементовозов, 428 крытых вагонов.

В 2011 году проведена модернизация колесотокарных станков Брестского, Гомельского и Витебского вагонных депо, внедрено: 5 устройств зарядки и опробования тормозов УЗОТ-Р на ПТО станций Кричев, Предзаводская, Слуцк, Осиповичи 2 шт.; техническая линия по ремонту триангелей грузовых вагонов в Минском вагонном депо; моечные машины для колесных пар, корпусов букс в Могилевском вагонном депо.

В 2012 году вагонными депо плановыми видами ремонта отремонтировано 10703 грузовых вагонов инвертарного парка БЖД, приобретено 4259 новых грузовых вагонов , в том числе 1075 вагонов-цистерн, 2450 полувагонов , 550 цементовозов, 184 крытых вагона.

21 декабря 2012 года года в Барановичском вагонном депо состоялся торжественный запуск инновационного автоматизированного технологического комплекса по ремонту колесных пар. Проведено переоснащение колесно-роликового участка депо с внедрением автоматизированной линии по ремонту колесных пар вагонов.

Для организации эффективного ремонта колесных пар проведена модернизация колесотокарного станка рефрижераторного депо Молодечно на ОАО «Барановичский завод автоматических линий». Это позволило автоматизировать процесс обточки колесных пар, повысить качество обточки профиля колеса, уменьшить время обработки одной колесной пары.

11 сентября 2012 г. открыт автоматизированный крытый комплекс для мойки пассажирских вагонов на станции Могилев-1.

В 2013 вагонными депо плановыми видами ремонта отремонтировано 10474 грузовых вагона инвертарного парка БЖД, приобретено 1369 грузовых вагонов, в том числе 1050 полувагонов, 305 зерновозов, 12 цистерн и 2 платформы.

На ППС Барбаров сдан в эксплуатацию комплекс по переработке нефтешламов. Введены в эксплуатацию автоматизированные диагностические системы контроля дефектов колесных пар “LASCA на участках МолодечноУша, Хлусовоп/п Городнянский, КрынкиЗаболотинский.

В 2014 вагонными депо плановыми видами ремонта отремонтировано 9937 грузовых вагонов инвертарного парка БЖД, приобретено 989 новых грузовых вагонов, в том числе 250 полувагонов, 310 цементовозом и 429 цистерн.

В Барановичском вагонном депо установлено и введено в эксплуатацию оборудование УЗОТ на ПТО станции Лида. Для организации эффективного ремонта колесных пар на ОАО «Барановичский завод автоматических линий» проведена модернизация колесотокарных станков Жлобинского и Оршанского депо. Это позволило автоматизировать процесс обточки колесных пар, повысить качество колесных пар.

В 2015 вагонными депо плановыми видами ремонта отремонтировано 9477 грузовых вагонов инвертарного парка БЖД, приобретено 279 грузовых вагонов из них 150 полувагонов и 129 цистерн

В сентябре 2015 в Жлобинском вагонном депо года введена в эксплуатацию вагоноремонтная машина «Иртыш», предназначенная для правки кузова полувагонов всех моделей. Основным приемуществом данной машины является применение более надежных электромеханических силовых узлов, взамен гидравлическим, требующим дополнительного технического обслуживания и не обеспечивающим надежности в работе.

В сентябре 2015 года введена в эксплуатацию вагоноремонтная машина «Иртыш», предназначенная для правки кузова полувагонов всех моделей. Основным преимуществом данной ВРМ является применение более надежных электромеханических силовых узлов, взамен гидравлическим, требующим дополнительного технического.

Путевое хозяйство

В 2007 году был введен в эксплуатацию компьютеризированный вагон-путеизмеритель КВЛ-П, предназначенный для автоматизированного контроля геометрических параметров, оценки состояния и качества содержания рельсовой колеи железнодорожного пути.

В апреле 2010 года состоялось торжественное открытие движения по второму пути на участке Бигосово—Индра.

В 2010 году было приобретено семь новых путевых машин (СВП-74, ВПРС-03, ВПРС-08-275, ВПР-08-32, ССП-110).

В 2011 году в Гомельском отделении впервые была произведена сварка плети длиной 10 км 400 м без единого стыка. Эта плеть была уложена на перегоне Василевичи—Нахов.

В 2011 году в рамках реализации Указа Президента Республики Беларусь была введена в эксплуатацию железнодорожная линия к АЭС в Островецком районе протяженностью 34,5 км.

Применение в путевом хозяйстве современных технологий имеет большое значение для содержания и развития железнодорожной инфраструктуры.

В декабре 2012 года запущена линия по сборке рельсошпальной решетки на базе УП «Опытная путевая машинная станция №115» на станции Барановичи. Новая звеносборочная линия — отечественное оборудование, изготовленное на «Барановичском заводе автоматических линий». Оборудование способно производить не менее 100 погонных метров решетки в час. В апреле 2013 года при проведении работ по восстановительному ремонту пути на участке Лесная—Грицевец уложена первая партия рельсошпальной решетки, которая собрана на новой линии.

Большое внимание уделяется развитию и модернизации ремонтных баз предприятий путевого хозяйства. В 2013 году завершено строительство цеха по ремонту и техническому обслуживанию путевых машин тяжелого типа на базе УП «Путевая машинная станция-289» на станции Брест-Восточный.

22 ноября 2014 года на Осиповичском заводе железобетонных конструкций ОАО «Дорстроймонтажтрест» торжественно ввели в эксплуатацию новую линию по производству железобетонных шпал с различными видами рельсовых скреплений. Особенность новой технологии — внутри шпалы вместо 44 проволок находятся 4 арматурных стержня. Это позволяет автоматизировать процесс укладки и обеспечить предварительное напряжение железобетона, а значит повысить прочность изделий. Это совершенно новый уровень качества шпал, позволяющий использовать их для организации скоростного движения до 250 км/ч.

Высокий уровень качества ремонтных работ обеспечивает применение современной путевой техники, парк которой постоянно обновляется. В 2014 году введены в эксплуатацию 3 современные высокопроизводительные железнодорожно-строительные машины производства компании «Plasser&Theurer» (Австрия): динамический стабилизатор пути DGS-62N, выправочно-подбивочно-рихтовочная машина Duomatic 08-32 Center Tool и выправочно-подбивочно-рихтовочная машина для стрелочных переводов Plasser 08-275-3S с возможностью работы на колее 1435 мм.

В декабре 2014 года завершен комплекс работ по переустройству инфраструктуры железнодорожного моста через реку Западный Буг. Железнодорожный мост через реку Западный Буг длиной 303 метра соединяет Польшу и Беларусь. Выполненная работа продлила жизнь сооружения и обеспечивает бесперебойный транзит пассажирских и грузовых поездов по II Общеевропейскому транспортному коридору.

В феврале 2016 года Белорусская железная дорога впервые на участке Молодечно—Лида приступила к проведению ремонтных путевых работ с применением технологии укладки старогодных рельсов, восстановленных после ремонта. Использовать железнодорожные старогодные отремонтированные репрофилированные рельсы на объектах железной дороги стало возможным, благодаря реконструкции УП РСП-10 на станции Орша. На предприятии установлена стационарная линия подготовки старогодных рельсов для повторного использования, а также сварки их в плети бесстыкового пути длиной 800 м, состоящая из современных фрезерных и пильных станков.

Сигнализация и связь

Хозяйство сигнализации и связи — одно из важнейших на магистрали, во многом от него зависит четкая работа железной дороги. Состояние технических средств автоматики и телемеханики в значительной степени влияет на пропускную способность линий, перерабатывающую способность станций, допускаемые скорости движения поездов и, безусловно, на безопасность движения.

В 2000-х годах происходила модернизация технических средств в рамках Программы модернизации и обновления хозяйства сигнализации и связи на 20022010 годы и Программы модернизации физически устаревших систем диспетчерской централизации и оборудования диспетчерской централизации неоснащенных участков на Белорусской железной дороге. В эксплуатацию вводились модернизированные устройства электрической централизации (ЭЦ): автоблокировка с тональными рельсовыми цепями и централизованным размещением аппаратуры (АБТЦ), устройства контроля перегона методом счета осей (УКПСО), устройство диспетчерской централизации (ДЦ) «Неман», автоматизированные горочные комплексы «Тракт». Была произведена замена комплектов дистанционно-информационной системы контроля (ДИСК) на комплекс технических средств модернизированный (КТСМ).

С целью поиска путей обновления оборудования и совершенствования работы хозяйства началось внедрение нового технологического процесса обслуживания устройств сигнализации, централизации и блокировки СЦБ с внедрением микропроцессорных устройств ЭЦ, ДЦ, горочной автоматической централизации (ГАЦ).

В 2009 году в рамках программы импортозамещения на ПРУП «Гомельский электромеханический завод Белорусской железной дороги» было освоено производство замедлителей вагонных универсальных (ЗВУ).

В 2012 году Белорусская железная дорога приступает к первому этапу реализации инновационного проекта строительства единой европейской интегрированной сети радиосвязи для железнодорожного транспорта стандарта GSM-R (Railways).

В рамках программы строительства волоконно-оптических линий связи на период до 2010 года происходила постепенная замена воздушных линий связи на волоконно-оптический кабель.

В 2010 году начато строительство объекта «Каблирование линий связи участка Осиповичи—Жлобин. 1-я очередь» (140 км).

Главным направлением развития сетей электросвязи на дороге в конце 2000 - начале 2010-х годов был перевод систем передачи данных и коммутаций на цифровую основу.

Для замены систем электрической централизации на дороге в 2011 году шло внедрение системы электрической централизации ESA 11-ВС и автоматической блокировки АВЕ-1-ВС с применением микропроцессорной элементной базы.

Внедрение устройств автоматической блокировки, электрической централизации с применением микропроцессорных технологий и замена напольного оборудования на необслуживаемое — одно из приоритетных направлений работы Белорусской железной дороги. Применение новейших технологий обеспечивает безопасность движения поездов, повышает оперативность управления перевозочным процессом, способствует снижению эксплуатационных расходов.

31 октября 2012 в рамках развития инфраструктуры на участке Минск-Пассажирский—Ждановичи Белорусская железная дорога ввела в эксплуатацию микропроцессорную электрическую централизацию (МПЦ) ESA11-ВС на станции Ждановичи. Особенность данного проекта — применение электронного интерфейса, который для организации взаимодействия МПЦ с объектами управления (стрелками и светофорами) применен впервые.

Микропроцессорная электрическая централизация представляет собой многоуровневую автоматизированную систему, предназначенную для управления движением поездов и маневровой работой на станции. МПЦ выполняет ряд функций — техническое диагностирование и мониторинг отказов, архивирование событий, интеграция с диспетчерской централизацией и автоблокировкой.

На станции Гатово в декабре 2012 года Белорусская железная дорога ввела в эксплуатацию систему микропроцессорной централизации «Днепр» собственной разработки.

Система микропроцессорной централизации «Днепр», разработанная специалистами Конструкторско-технического центра (КТЦ) Белорусской железной дороги совместно с другими службами магистрали, заменила старую релейную систему электрической централизации. По сравнению с релейной системой электрической централизации у МПЦ «Днепр» существенно расширены функциональные возможности — добавлен маршрутный набор, предусмотрены дополнительные виды замыкания стрелок, ограждения подвижного состава на пути и многое другое. Производство системы микропроцессорной централизации «Днепр» организовано на ОАО «АГАТ - системы управления» — управляющая компания холдинга «Геоинформационные системы управления».

Система МПЦ «Днепр» тесно интегрирована с разработанной специалистами КТЦ диспетчерской централизацией «Неман», что помимо передачи станции на диспетчерское управление, позволяет без труда организовать контроль и управление прилегающими соседними станциями.

10 марта 2014 года ввведена в эксплуатацию микропроцессорная централизация «Днепр» на втором объекте — в парке Корд станции Светлогорск-на-Березине. До ввода МПЦ «Днепр» в парке Корд не было электрической централизации, управление стрелками выполнялось в ручном режиме.

В 2015 году выполнены строительные работы по укладке волоконно-оптических линий связи (ВОЛС) на участках Орша—Кричев, Гродно—Брузги—госграница, Минск—Молодечно, Брест—госграница, общей протяженностью 230 км. Строительство и внедрение ВОЛС позволяет более оперативно передавать информацию о пассажирских и грузовых перевозках. Для управления и контроля сетями связи и передачи данных в Минске создан и работает единый центр управления (ЦУ ССПД).

В течение 2016 года продолжалась работа по внедрению современных микропроцессорных систем. На 88 км железнодорожных линий произведена замена релейной автоблокировки на микропроцессорную. На 9 станциях осуществлена замена релейных систем электрической централизации на микропроцессорные с общим количеством 178 стрелок.

В 2016 году на рабочих местах узловых диспетчеров на станциях Молодечно и Минск была успешно внедрена АС ГИД «Неман» разработки Конструкторско-технического центра БЖД. Также введена в эксплуатацию система микропроцессорной централизации «Днепр» на станции Придвинская, завершена разработка программно-технических модулей и технических решений по увязке с устройствами СЦБ для использования в составе МПЦ «Днепр», что позволит на станциях дороги сократить затраты на модернизацию системы СЦБ и на их обслуживание.

 27 октября 2016 Белорусская железная дорога в рамках развития инфраструктуры электрифицированного направления Осиповичи—Жлобин—Гомель ввела в эксплуатацию микропроцессорную централизацию (МПЦ) ESA44-ВС на станции Жлобин-Подольский. В ходе реализации проекта на станции заменена кабельная сеть и все напольные устройства сигнализации, централизации и блокировки (СЦБ). Применено новое напольное оборудование: оцинкованные светофорные мачты и основания светофоров; головки светофоров из полимерных материалов, не подверженных коррозии и не требующих покраски; светодиодные светооптические системы, которые значительно улучшают видимость сигналов при неблагоприятных погодных условиях.

Запуск МПЦ на станции Жлобин-Подольский является вторым этапом реализации проекта «Микропроцессорная централизация Жлобинского узла», предусматривающего полную замену устройств СЦБ на Жлобинском железнодорожном узле. Завершить проект планируется в 2017 году.

Система централизации обеспечивает управление стрелками и светофорами, и предназначена для управления движением поездов и маневровой работой на станции.

2 августа 2016 в Центре управления перевозками Управления Белорусской железной дороги введена в эксплуатацию система ГИД «Неман» Минского узла. Проект реализован Белорусской железной дорогой с целью совершенствования организации управления перевозочным процессом, повышения безопасности движения.

Система ГИД «Неман» позволяет в автоматическом режиме вести на рабочем месте поездного диспетчера исполненный график движения поездов с его отображением на мониторе компьютера. ГИД «Неман» является элементом информационно-управляющей системы по организации перевозочного процесса, функционирующей в круглосуточном режиме. Технические средства ГИД обеспечивают отображение на мониторе исполненного, перспективного и планового графиков движения поездов. Автоматическое ведение исполненного графика движения (регистрация времени прохождения каждым поездом станций участка) исключит человеческий фактор и в перспективе даст возможность автоматизировать учет, анализ, а также планирование поездной работы на участках белорусской магистрали.

Использование ГИД «Неман» позволило организовать управление движением поездов на укрупненном диспетчерском участке Минск—Брест, протяженностью 312 км, входящем во 2 Общеевропейский транспортный коридор, а также на участках Осиповичи—Молодечно, Минск—Орша и др.

ГИД «Неман» функционирует в тесном взаимодействии с микропроцессорной диспетчерской централизацией «Неман» — график исполненного движения поездов, который формируется на основании импульсов телесигнализации диспетчерской централизации «Неман». ДЦ «Неман» представляет собой набор программно-аппаратных средств, позволяющих осуществить дистанционный контроль и управление объектами железнодорожной автоматики, обеспечить организацию и управление перевозочным процессом. Использование ДЦ «Неман» на БЖД позволило существенно увеличить протяженность диспетчерских участков и обеспечить их наиболее полной информацией об оперативной поездной ситуации, состоянии устройств СЦБ, связи и энергоснабжения.

Электроснабжение

Главной задачей службы электроснабжения является обеспечение надежной работы устройств контактной сети, систем электроснабжения, дальнейшее развитие устройств электроэнергетики и диагностики для бесперебойного функционирования железнодорожного транспорта.

В 2001–2005 годах основными направлениями развития хозяйства электроснабжения была модернизация устаревшего оборудования, внедрение новейшей аппаратуры. В тот период были электрифицированы дополнительные пути на ст. Осиповичи, ст. Молодечно, а также на промежуточных станциях участка ОсиповичиМолодечно для организации движения грузовых поездов на электротяге. Был электрифицирован обход ПомыслищеКрыжовка, произведена реконструкция тяговой подстанции нового поколения на станции Олехновичи.

На протяжении последних лет реализовывался проект «Автоматизированная система Центра управления перевозками Белорусской железной дороги». В его рамках выполнялись работы по созданию комплекса энергодиспетчерского управления с применением современных программно-аппаратных комплексов. В 2011 году энергодиспетчерский комплекс состоял из дорожной энергодиспетчерской, осуществляющей управление устройствами электрификации на направлениях Граница Российской Федерации—Минск—Брест, Осиповичи—Минск—Молодечно и семи региональных энергодичпетчерских, осуществляющих управление устройствами нетягового электроснабжения в границах отделений дороги.

После перерыва почти в три десятилетия в 2010 году продолжилась электрификация железной дороги. Были начаты подготовительные работы на участке ЖлобинОсиповичи с привлечением кредитных ресурсов КНР.

С целью увеличения объемов движения грузовых поездов на электротяге на участке ОсиповичиМинскМолодечно в 2010 году были начаты работы по электрификации путей парков станции Осиповичи.

Вторым участком, который планируется электрифицировать, является МолодечноГудогайГосграница. Это совместный проект с АО «Литовские железные дороги».

Справка. По данным на конец 2011 года, протяженность магистральных линий Белорусской железной дороги составила 5,5 тыс. км, из них электрифицировано было 0,9 тыс. км (16%).

Одним из важнейших инвестиционных проектов является электрификация железнодорожных линий в рамках IX Общеевропейского транспортного коридора. Электрификация железнодорожных линий в рамках IX Общеевропейского транспортного коридора позволит организовать сквозное движение пассажирских и грузовых поездов на электротяге по маршруту Киев—Минск—Вильнюс—Каунас—Клайпеда/Калининград и обеспечить перевозку грузов из Украины и центральной России к портам Клайпеды, Вентспилса и Калининграда. Государственной программой развития железнодорожного транспорта Республики Беларусь на 2011–2015 годы предусмотрена электрификация участков Гомель–Жлобин–Осиповичи и Жлобин—Калинковичи, Молодечно—Гудогай—госграница, а также обходов г. Минска Колодищи—Шабаны и Гатово—Михановичи.

Начатая  в июле 2011 года электрификация участка Жлобин–Осиповичи (107 км) была завершена в сентябре 2013 года, организовано регулярное движение электропоездов по маршруту Минск—Жлобин.

В апреле 2013 года Белорусская железная дорога начала строительные работы по электрификации участка Гомель—Жлобин. Инвестиционный проект по электрификации железнодорожных линий на участке Гомель—Жлобин (протяженность 86 км) реализован с привлечением китайских кредитных ресурсов.

 В июле 2016 года электрификация железнодорожного участка Гомель—Жлобин—Осиповичи завершена. Общая протяженность электрифицированного участка Гомель—Жлобин—Осиповичи — 193 километра.

В декабре 2013 года Белорусская железная дорога и Китайская компания по экспорту и импорту электрооборудования (компания CUEC) заключили договор строительного подряда по объекту «Электрификация направления Молодечно—Гудогай—Госграница». 24 сентября 2015 года на станции Пруды прошла торжественная церемония начала строительных работ по электрификации участка Молодечно—Гудогай—госграница.

Электрификация данного участка завершена 16 сентября 2017 года. 16 сентября 2017 года на станции Пруды состоялась церемония открытия движения поездов на электровозной тяге на участке Молодечно—Гудогай—Кяна.  Реализация инвестиционного проекта «Электрификация направления Молодечно—Гудогай—госграница» стала завершающим этапом электрификации белорусского участка ответвления Общеевропейского транспортного коридора IХВ, который связывает страны Балтии с Восточной Европой.

Информационные технологии

Началом комплексного подхода при создании информационных систем дорожного уровня на Белорусской железной дороге можно считать разработку и принятие технико-экономическим советом «Концепции построения Корпоративной информационной системы (КИС) Белорусской железной дороги» (2001 г.).

В декабре 2003 года был образован Совет по информатизации Белорусской железной дороги — высший коллегиальный орган, принимающий решения в отношении стратегии применения ИТ. Главной ИТ-структурой Белорусской железной дороги стало РУП «Главный расчетный информационный центр» (г. Минск).

В 2005 году на Белорусской железной дороге начата реализация особо сложного проекта как с точки зрения географического, так и методологического и функционального объёма разработки и внедрения — создание ЕК ИСУФР - Единой корпоративной интегрированной системы управления финансами и ресурсами на основе решений компании SAP AG.

В 2011 году на Белорусской железной дороге внедрена система продажи проездных документов (билетов) во внутриреспубликанском и межгосударственном сообщениях по банковским пластиковым карточкам через Интернет.

В июле 2008 года была утверждена Инвестиционная программа модернизации и развития материально-технической базы и средств реализации информационных технологий на период 2009–2011 годы.

В 2011 году практически завершилось внедрение системы автоматизации подготовки и оформления документов (САПОД) на полигоне Белорусской железной дороги. В том же году на всем полигоне Белорусской железной дороги внедрена автоматизированная система управления станцией передачи вагонов (АС СПВ).

В сентябре 2012 года в режиме опытной эксплуатации была введена услуга электронной регистрации пассажиров на поезда, курсирующие в пределах территории Беларуси с оплатой проездных документов через сеть Интернет по банковским пластиковым карточкам.

8 октября 2013 Белорусская железная дорога награждена специальной наградой «Премия Байнета», которая вручается ежегодно за особый вклад в развитие и популяризацию доступа в сеть Интернет. По мнению организационного комитета и представителей средств массовой информации, Белорусская железная дорога внесла особый вклад в повышение ценности интернет-доступа в Беларуси, внедрив систему электронной регистрации на поезда и систему электронной продажи билетов.

С 15 декабря 2013 года услуга электронной регистрации, позволяющая не оформлять проездные документы в кассе, стала доступной при оплате через Интернет билетов на все поезда, курсирующие в прямом сообщении Беларусь—Россия.

26 апреля 2013 года корпоративный Интернет-сайт Белорусской железной дороги www.rw.by занял 1-е место в конкурсе «Интернет-премия международной специализированной выставки «ТИБО-2013» в номинации «Корпоративный Интернет-ресурс», за победу в которой боролись 117 претендентов.

В 2014 году активно развивались современные технологии продажи проездных документов. Установлено 45 платежно-справочных терминалов самообслуживания для реализации проездных документов на поезда городских и региональных линий эконом-класса. В 2014 году более миллиона проездных документов пассажиры приобрели через Интернет.

16 апреля 2015 года информационно-справочный сервис «Расписание движения поездов» www.rasp.rw.by Белорусской железной дороги признан победителем в номинации «Сервисы» «Конкурса сайтов 2014», организованного интернет-ресурсом marketing.by.

Среди достижений 2016 года — разработка автоматизированной информационной системы контроля сохранности грузов в пути следования (АИС КСГ) как на территории Республики Беларусь, так и в перспективе других железнодорожных администраций. Новая разработка была продемонстрирована на десятой юбилейной международной специализированной выставке «Транспорт и логистика-2016».

В течение 2016 года Белорусской железной дороге удалось реализовать еще ряд значимых международных проектов. С 12 декабря Белорусская железная дорога и ОАО «РЖД» осуществили полный переход на электронный документооборот по перевозке грузов через все погранпереходы в сообщении Беларусь—Россия (за исключением Калининградского направления). Теперь при организации данных перевозок используются электронные накладные СМГС, подписанные электронной цифровой подписью (ЭЦП).

Железнодорожные администрации Беларуси, России и Литвы внедрили электронный документооборот при организации транзитных перевозок порожних приватных вагонов в сообщении Россия—Беларусь—Литва—Россия (Калининградская область).

При внедрении инновационных технологий в процессы грузоперевозок как внутри республики, так и в международном сообщении, Белорусская железная дорога использует собственные технические, технологические и организационные разработки. Техническую основу применения электронных юридически значимых документов в перевозочной деятельности составляет специализированная информационная система «Электронная перевозка», разработанная и эксплуатирующаяся Центром защиты информации БЖД.

В июле 2016 внедрено оформление проездных документов через Интернет со странами дальнего зарубежья. В декабре еще одна новая услуга — возможность оформить проездные документы по электронным проездным документам с электронной регистрацией в Республику Польша в прицепной группе вагонов Минск—Варшава, что позволяет исключить обязательное оформление проездных документов в кассах.

В системе продажи с мая текущего года расширены функции показа графических схем вагонов с возможностью выбора мест на схеме при покупке билетов на сайте (для купейных, плацкартных вагонов и вагонов СВ).

Для людей с ограниченными возможностями предоставлена услуга, которая позволяет оформить дистанционную заявку на включение в состав поезда специально оборудованного вагона для перевозки инвалидов-колясочников.

Международная деятельность

В рамках сотрудничества с крупными зарубежными компаниями «Штадлер» (Швейцария), «КУЭК» (Китай), «Тальго» (Испания), «Плассер и Тойрер» (Австрия), «Трансмашхолдинг» (Россия), «Альстом» (Франция), «ПЕСА» (Польша), «ФЖД-Прага» (Чехия), «ЧЗ ЛОКО» (Чехия) реализовывались проекты:

- электрификация железнодорожных участков Гомель-Жлобин-Осиповичи, Жлобин-Калинковичи;

- приобретение тягового и моторвагонного подвижного состава;

- приобретение грузовых и пассажирских вагонов;

- развитие скоростного межрегионального пассажирского сообщения;

- развитие Минского железнодорожного узла.

В ноябре 2010 года республиканское транспортно-экспедиционное унитарное предприятие «БЕЛИНТЕРТРАНС - транспортно-логистический центр» вступило в ассоциацию «Транспортный коридор Восток-Запад» (EWTC). Ассоциация была создана в июне 2010 года и расположилась в Вильнюсе (Литва). Ее членами являлись АО «Литовские железные дороги», Казахстанская железная дорога, экспедиторские компании России, Литвы, Украины, Монголии, Швеции, Дании, Китая, Германии.

22 марта 2011 года подписан в Минске Меморандум о сотрудничестве между государственным объединением «Белорусская железная дорога» и швейцарской компанией «Stadler Rail Group». Стороны договорились продолжить сотрудничество в области разработки, производства и приобретения современного подвижного состава с целью внедрения нового формата пассажирских перевозок в Беларуси.

23-24 мая 2012 г. в Барановичах состоялась IX Международная Конференция по железнодорожным грузовым перевозкам, посвященная развитию и совершенствованию международных перевозок на Евроазиатском пространстве.

В Калининграде 21 июня 2012 года подписан Меморандум между государственным объединением «Белорусская железная дорога», Калининградской железной дорогой - филиалом ОАО «Российские железные дороги» и открытым акционерным обществом «Калининградский морской торговый порт» о сотрудничестве в обеспечении международных перевозок грузов.

Особое внимание также в 2013 году уделялось развитию международного сотрудничества, использовались новые формы работы с клиентами. Впервые в ноябре 2013 года в Москве Белорусской железной дорогой совместно с Посольством Республики Беларусь в Российской Федерации проведен круглый стол «Транзитный потенциал Республики Беларусь в обеспечении перевозок российских внешнеторговых грузов» с российскими грузовладельцами и экспедиторами.

2 мая 2013 года в Минске состоялось открытие представительства АО «Литовские железные дороги» в Республике Беларусь.

10 октября 2013 года в Минске состоялось торжественное открытие представительства ОАО «Российские железные дороги» в Республике Беларусь. На церемонии открытия присутствовали Министр транспорта и коммуникаций Республики Беларусь Анатолий Сивак, Начальник Белорусской железной дороги Владимир Морозов, президент ОАО «Российские железные дороги» Владимир Якунин, посол Российской Федерации в Республике Беларусь Александр Суриков.

6 февраля 2014 года Белорусская железная дорога вошла в состав Балтийского совета по приграничному сотрудничеству железных дорог, на заседаниях которого рассматриваются вопросы, связанные с совершенствованием технологии работы железнодорожных пограничных переходов, подготовкой согласованных предложений для разработки Плана формирования поездов, гармонизацией информационных систем, внедрением электронного документооборота.

19 мая 2014 Начальник Белорусской железной дороги Владимир Морозов и президент ГАО «Латвийская железная дорога» Угис Магонис подписали Соглашение о сотрудничестве в области электрификации направления ПолоцкДаугавпилс. Основными целями документа являются повышение экологической безопасности и конкурентоспособности железнодорожного транспорта, развитие инфраструктуры приграничных участков на направлении ПолоцкДаугавпилс.

20 июня 2014 года в рамках Петербургского международного экономического форума между железными дорогами России, Беларуси, Казахстана заключено Соглашение о создании Объединенной транспортно-логистической компании (ОТЛК). Подписи под Соглашением поставили Начальник Белорусской железной дороги Владимир Морозов, президент ОАО «Российские железные дороги» Владимир Якунин, президент АО «НК «Казакстан Темiр Жолы» Аскар Мамин. На подписании Соглашения присутствовал Президент Российской Федерации Владимир Путин. 13 ноября в Москве зарегистрировано акционерное общество «Объединенная транспортно-логистическая компания» АО «ОТЛК».

2 апреля 2015 года в Минске состоялась рабочая встреча руководства Белорусской железной дороги и федерального государственного предприятия «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации» по вопросам белорусско-российского сотрудничества в сфере охраны и сопровождения грузов, в ходе которой подписано Соглашение о сотрудничестве с Ведомственной охраной железнодорожного транспорта Российской Федерации.

Соглашение стало первым международным договором, заключенным между субъектами охранной деятельности Республики Беларусь и Российской Федерации, обеспечивающими охрану грузов, перевозимых железнодорожным транспортом в международном сообщении, устранившим отдельные правовые пробелы, возникшие в данной сфере.

22 декабря 2015 года в Минске Белорусская железная дорога, «Администрация Китайско-белорусского индустриального парка «Индустриальный парк «Великий камень» и СЗАО «Компания по развитию индустриального парка» подписали Меморандум о сотрудничестве. В меморандуме определены стратегические направления сотрудничества в сфере транспортно-логистической деятельности, сохранения и увеличения объемов перевозок, а также повышения их конкурентоспособности для создания наиболее комфортных условий осуществления резидентами индустриального парка инвестиционной деятельности на его территории.

В течение 2016 года Белорусской железной дорогой реализован ряд значимых международных проектов. С 12 декабря Белорусская железная дорога и ОАО «РЖД» осуществили полный переход на электронный документооборот по перевозке грузов через все погранпереходы в сообщении Беларусь—Россия (за исключением Калининградского направления). Железнодорожные администрации Беларуси, России и Литвы внедрили электронный документооборот при организации транзитных перевозок порожних приватных вагонов в сообщении Россия—Беларусь—Литва—Россия (Калининградская область).

Белорусская железная дорога продолжает работу по обновлению тягового и моторвагонного подвижного состава, сотрудничество осуществляется с компаниями Швейцарии, Польши, Китая, Чехии и России.