Вокзал станции БобруйскВокзал станции Полоцк

Вокзал станции Витебск

Здание вокзала было возведено в 1866 году, с постройкой Двинско (Динабурго)-Витебской железной дороги (часть будущей Риго-Орловской железной дороги)

История вокзала

 

 

В 1866 году была построена Динабурго-Витебская железная дорога, прошедшая по северу Беларуси. В Витебске был построен красивый 3-этажный вокзал с пешеходным переходным мостом закрытого типа на пассажирские платформы. В этом же году 5 октября из Полоцка в Витебск пришел первый поезд, спустя 2 года из Витебска поезда пошли на Смоленск и Орел, в 1902 году на Оршу, в 1904 году на Новосокольники.

Ремесленный Витебск, который имел небольшие промышленные предприятия, с вводом железной дороги получил мощный толчок к развитию. В городе появляются крупные промышленные предприятия, такие как пивоваренный завод, табачная, льнопрядильная, бумажно-картонная фабрики, чугунно-литейные мастерские, и как следствие этого — растет население города и увеличиваются перевозки пассажиров и грузов. Витебский вокзал становится мал для бурно развивающего города и в 1912 году вокзал был расширен за счет пристройки одноэтажного здания к основному трехэтажному зданию вокзала. В таком виде вокзал просуществовал до 1941 года.

Великая Отечественная война

 

Внезапное нападение фашистской Германии на СССР потребовало от железнодорожников мобилизации всех сил для обеспечения эвакуации в тыл населения города и промышленных предприятий. До последней минуты под артиллерийским обстрелом отправляли из Витебска эшелоны в сторону Смоленска. В 12 часов 9 июля 1941 года ушел последний эшелон на восток.

За годы оккупации Витебский вокзал, как и весь город Витебск, был полностью разрушен. Освобожден Витебск был 26 июня 1944 года войсками 1 Прибалтийского и 3 Белорусского фронтов.

В кратчайший срок предстояло возобновить движение поездов и уже 4 июля 1944 года, через 9 дней после освобождения города, первый поезд пошел из Витебска на Полоцк, а 9 июля открылось движение по направлению Витебск-Москва. Начались восстановительные работы и на Витебском вокзале: разбирались завалы, расчищалась строительная площадка, началось строительство нового железнодорожного вокзала.

Послевоенное время

После окончания Великой Отечественной войны требовалось восстановление вокзала. Послевоенный вокзал Витебск был сдан в эксплуатацию в 1953 году (архитектор Б. Мезенцев).

 

Здание вокзала двухэтажное, состоящее из центрального и 2-х боковых четырехэтажных объемов. Главный фасад центрального корпуса выделен тремя широкими оконными арочными проемами, декорирован коринфскими колонками, лепными прямоугольными нишами, барельефами. В интерьере вокзала использовались мрамор, лепные детали, розетки в кессонах потолка.

В здании вокзала располагались билетные кассы, буфет, телеграф, в боковых крыльях — служебные помещения и залы ожидания.

Для обеспечения возрастающих потребностей города в доставке рабочей силы из деревень в 1953 году было построено деревянное здание пригородных касс, что предоставило людям более комфортные условия при осуществлении пригородных поездок.

Вид на вокзал ночью. Фото oleg-BY

Архитектура

Железнодорожный вокзал Витебска — образец советской архитектуры 1950-х годов, стиля «сталинский ампир». Здание вокзала 2-этажное, состоит из трех прямоугольных в плане объемов: центрального и двух боковых. На главном фасаде центрального корпуса расположены три широких оконных проема арочной формы. Фасад украшен барельефами, лепными нишами и небольшими колоннами коринфского ордера. Посередине главного фасада смонтированы часы.

Привокзальная площадь. Фото Громова Евгения.

Возглавлял вокзал Витебск с 1953 до 1968 года волевой и требовательный начальник Буглай Андрей Бонифатьевич. При нем на вокзале появились билетопечатающие машины типа «КЖ», автоматы по продаже пригородных билетов, разменные автоматы, в кассовом зале — справочные установки для пассажиров и табло наличия мест в поездах своего формирования.

С 1969 года коллективом вокзала Витебск руководит Козик Константин Тихонович. Грамотный инженер, он изыскивал новые формы и методы прогрессивной технологии обслуживания пассажиров. В 1972 году было введено диспетчерское руководство билетными кассами, было образовано бюро по распределению мест в поездах (ЛБК), открылись кассы предварительной продажи билетов в городе. Это позволило значительно улучшить использование мест в поездах, позволяло сократить время приобретения билетов и расширило услуги, оказываемые при оформлении проездных документов. Продажу билетов за 1-10 суток осуществляли предварительные кассы, за 10-30 суток — кассы заказов. За 6-25 суток принимались заказы на прямую плацкарту и за 2-25 суток — на обратный выезд. Была организована доставка билетов на дом, на предприятия и в санатории. На смену старотипным билетопечатающим машинам «КЖ» пришли более современные электронные билетопечатающие машины типа ЭБКМ. В это же время возникла необходимость реконструкции старого или строительство нового здания багажного отделения Витебск.

 

Главный архитектор Витебского вокзала — Мезенцев Борис Сергеевич (1911-1970). Заслуженный архитектор РСФСР

После долгих дебатов, длившихся более 15 лет, было принято решение о строительстве нового здания багажного отделения. 25 ноября
1981 года технический Совет при главном инженере отделения согласовал разработанный технорабочий проект без замечаний, и началось строительство. Строительство осуществлялось как капремонт «Багажного отделения». Сметная стоимость этих работ составила
85 003 руб. В декабре 1982 года было закончено строительство, и багажное отделение было принято в эксплуатацию. Здание багажного отделения удачно вписалось в Привокзальную площадь и вместе с вокзалом стало визитной карточкой города.

Возглавляла коллектив работников багажного отделения Жуковень Валентина Николаевна. Опытный, грамотный работник она стала инициатором организации на Белорусской железной дороге централизованного развоза грузобагажа. С клиентурой заключались договоры на раскредитование перевозочных документов и доставку грузобагажа к месту назначения автотранспортом железной дороги.

Одной из острейших проблем середины 80-х годов стал проход пассажиров с вокзалом на посадочные платформы и в обратном направлении. Построенный в одно время с вокзалом еще в 1953 году переходной пешеходный мост пришел в аварийное состояние. Мостоиспытательная станция подтвердила аварийность моста и невозможность его ремонта, и в 1987 году был разработан проект и началось его строительство.

Новый пешеходный мост был принят в эксплуатацию в 1988 году. Он решил проблему выхода пассажиров на платформы к поездам и от поездов в город и соединил два жилых микрорайона города, и на сегодняшний день является самым удобным пешеходным маршрутом от Привокзальной площади к жилым микрорайонам и рынку.

В 1987 году была организована Витебская дирекция по обслуживанию пассажиров, в состав которой отдельным подразделением вошел вокзал. К руководству дирекцией поочередно приходят молодые, энергичные и грамотные руководители: Гуль А. Г., Козлов В. В.,
Есюченко Н. Д., возглавил вокзал Мамонтов Е. Г. Начинается новая жизнь старого вокзала. Составляется план поэтапного ремонта вокзала без выселения работающих в другие помещения, при этом полностью соблюдается непрерывность технологического процесса.

  • в 1989 году капитальный ремонт крыши вокзала, реконструкция и ремонт подвальных помещений с размещением в них автоматических камер хранения и туалетов, оборудование специализированного зала для пригородных пассажиров с установкой в них торговых точек (буфетов);
  • в 1990 году ремонт правого крыла вокзала, в котором располагается ресторан, оборудование бытовых помещений для билетных кассиров, переустраивается зал ожидания для транзитных пассажиров, в нем открывается магазин, бар, устанавливается цветной телевизор с подключением к спутниковому телевидению;
  • в 1991 году замена обветшалых деревянных оконных рам на металлические (алюминиевые) и установка на 2-м этаже вокзала в оконных рамах цветных витражей, каждый витраж имеет свойственный только ему рисунок и символ. В этом же году вокзал приступил к внедрению продажи билетов через автоматизированную систему управления «Экспресс»;
  • 1992-1994 годы — работы по укладке поверхностей полов и лестничных маршей гранитом, облицовка стен вокзала мрамором, а цоколя вокзала — гранитом. Используется красный, черный, серый мрамор, доставленный с Урала, Украины, Грузии. На эти работы было затрачено более 4 млрд руб;
  • в 1994 году переустроены и перенесены на 2-й этаж кабины междугородней телефонной связи и почтовое отделение, выполнен косметический ремонт фасада вокзала;
  • в 1995 году замена старотипных билетопечатающих машин на современные электронные билетопечатающие аппараты типа КР-1Ж «Символ», оборудованы служебные помещения для работников, обслуживающих аппаратуру системы «Экспресс-2» и «Визинформ», служебные помещения для уборщиков вокзала и электрика, капитальный ремонт и удлинение 3-й пассажирской платформы;
  • 1996 год — построены новые пригородные билетные кассы под пешеходным мостом, посадочные платформы оборудованы средствами визуального информирования пассажиров, введена в эксплуатацию поломоечная машина;
  • 1997 год — завершены работы по переоборудованию парикмахерской с открытием мужского и женского залов и капитальному ремонту 4-й пассажирской платформы, в камере хранения установлена следящая аппаратура, смонтированы цветные витражи на лестничных маршах;
  • 1998 год — над пешеходным мостом смонтировано единое справочно-информационное табло прибытия и отправления поездов системы «Визинформ», открыта международная касса, сделаны цветные макеты карты города и схемы железных дорог;
  • 1999 год — у диктора вокзала установлена система визуального информирования пассажиров СВИП-1 и автодиктор на базе программного синтезатора речи;
  • 2000-2001 годы — для улучшения условий труда работников вокзала, создания комфортных условий для пассажиров установлены кондиционеры в помещении билетных касс и в парикмахерской, а также в фойе вокзала 4 люстры — авторская работа А. Торосяна; проведен ремонт суточных касс, рабочие места билетных кассиров оснащены комфортной мебелью. В 2001 году на условиях аренды на вокзале организован интернет-клуб, в 2002 году — бильярд. ;
  • 2002 год — для улучшения культуры обслуживания пассажиров суточные билетные кассы по продаже проездных документов в дальних и местных поездах переведены на работу терминалов АСУ «Экспресс» на базе ПВМ, а также пригородные кассы оснащены электронными контрольно-регистрирующими билетопечатающими машинами (БПМФ); произведен ремонт кассы багажного отделения; для уборки привокзальной территории, перронов от мусора и снега приобретен трактор ВТЗ 2048А.;

Новый облик вокзал приобрел в результате реконструкции, начатой в 2007 году, обновлена внутренняя и внешняя отделка здания вокзала, смонтированы два лифта с панорамными кабинами. Рядом с главным корпусом возвели современное здание пригородных касс, в котором разместились также кафе, парикмахерская и другие объекты. В 2010–2011 годах проведена полная реконструкция Центральной части вокзала и кассового зала, построены навесы над платформами.

 

Ежедневно от платформ Витебского вокзала отправляются десятки пассажирских и пригородных поездов. Летом ежедневно с вокзала в путь отправляются в среднем 1900 пассажиров в прямом и местном сообщениях и 11 900 — в пригородном сообщении. Зимой соответственно 1480 и 8910 пассажиров.

 

  • Вокзал станции Витебск
  • Вокзал станции Витебск
  • Железнодорожный вокзал Витебска, 1894 год
  • Вокзал, начало XX века.
  • Вокзал. Конец XIX века. Фото Сигизмунда Юрковского.
  • Вокзал станции Витебск до реконструкции
  • Скульптурная композиция
  • 26 июня 1944 года. Солдаты лейтенанта Ковалева (158 СД) очищают от немцев витебский вокзал.
  • Вокзал станции Витебск до реконструкции
  • Пригородные кассы
  • Отправление поезда с витебского вокзала, 1900 год. Открытка.
  • Николай II с цесаревичем Алексеем и свитой переходят железнодорожные пути возле вокзала, 1915