Вокзал станции ЖлобинВокзал станции Кричев

Вокзал станции Могилев

Торжественный момент открытия настал для могилевчан в 1902 году. Под звуки музыки первый поезд отошел от перрона красивого Могилевского вокзала.

История вокзала

 

В 1900 году Николай II утвердил Положение Соединенного присутствия и департамента государственной экономики Государственного Совета, которое предусматривало постройку железнодорожного пути от Витебска до станции Жлобин Либаво-Роменской железной дороги.

Станция Могилев задумывалась как пассажирская. Ведь в те годы в Могилеве не было и не предвиделось строительства предприятий. Поэтому в строительстве дороги был запланирован довольно крупный вокзал. Его проект предусматривал модную в то время коридорную систему планировки. Он решен в виде одноэтажного здания с вытянутой формой плана.

вокзал
Вокзал станции Могилев, 1902 год

Просторовая структура здания имела строго симметричное решение с двумя небольшими пристройками в торцах. Центральное место в планировочной структуре занимал вестибюль восьмигранной формы, от которого вдоль удлиненной оси направо и налево идут небольшие коридоры, связывающие залы ожидания с вспомогательными службами – почтой, телеграфом, помещением начальника станции, технических работников, полиции. Билетные кассы и багажное отделение выходили непосредственно в вестибюль.

Торжественный момент открытия настал для могилевчан в 1902 году. Под звуки музыки первый поезд отошел от перрона красивого Могилевского вокзала.Регулярное пассажирское и товарное движение началось по всей линии ВитебскЖлобин.

Пропускная способность линии ОршаЖлобин составляла 2 пары пассажирских и 7 пар товарных поездов в сутки.

Вокзал в Могилеве стал очень популярным среди жителей города и губернии. Не для всех, конечно, а для людей с определенным достатком. Билет до Петербурга стоил 20 рублей, а дешевый – около 11 рублей.

Пассажиров на вокзал доставляли извозчики, была создана конка – первая в Беларуси, с 1911 года в Могилеве появились два первых таксомотора, владельцем которых был Самуил Сагал – дед известного художника Марка Шагала.

В период с 1914 по 1915 годы на станции Могилев в должности военного санитара проходил воинскую службу будущий известный поэт Сергей Есенин.

В августе 1915 года немецкие войска вторглись на территорию Беларуси, в связи с чем Ставка Верховного командования российской армии была перемещена в Могилев. На станции Могилев был сооружен специальный тупик для царского поезда.

В 1931 году были проложены железнодорожные ветки, которые связали Могилев с Кричевом и Осиповичами. Таким образом, Могилев стал узловой станцией, связанной с крупными железнодорожными узлами Орша, Жлобин, Осиповичи, Кричев, а через них – со всей огромной страной.

После Великой Отечественной войны вокзал Могилев был серьезно разрушен. Однако уже в 1945 году здание вокзала было капитально отремонтировано.

В 1956 году был построен пешеходный мост над железнодорожными путями. В связи со значительно возросшими объемами пассажирских перевозок строится новое здание билетных касс, которое было введено в эксплуатацию в 1966 году.

В 1978 году начата работа по реконструкции станции Могилев-I и вокзала. Были удлинены приемо-отправочные пути до 950 метров, построены 2 широкие промежуточные пассажирские платформы, удлинена береговая пассажирская платформа, для пригородных поездов уложены два тупиковых пути с платформами.

В 1985 году было построено административно-хозяйственное здание для пассажирских работников станции и работников почты (багажное отделение). В здании кроме администрации вокзала были размещены автоматические камеры хранения, багажное отделение, комнаты отдыха для пассажиров.

С 2000 по 2004 год произведена очередная реконструкция вокзального комплекса, которая придала нынешний, современный вид вокзалу Могилев. В ходе реконструкции выполнен капитальный ремонт зданий билетных касс, пассажирского здания, багажного отделения. Реконструированы перрон и платформы, наружное освещение, приведена в порядок привокзальная площадь, благоустроен привокзальный сквер.

В настоящее время вокзал станции Могилев обслуживает областной центр Республики Беларусь, город Могилев с населением около 400 тыс. человек и по объему выполняемой работы относится ко 2 классу.

В среднем ежемесячно с вокзала станции Могилев отправляется 177 тысяч пассажиров, из них в пригородном сообщении 149 тысяч пассажиров, во внутриреспубликанском и международном сообщении 28 тысяч пассажиров.