Вокзал станции Минск-ПассажирскийВокзал станции Молодечно

Вокзал станции Орша

Впервые железнодорожный вокзал на станции Орша был построен в 1871 году с введением в эксплуатацию железнодорожной линии Москва-Брест. Здание вокзала было деревянным.

История вокзала

Железнодорожный вокзал станции Орша (I класса), один из самых крупных в республике, является своеобразными «восточными воротами» в Беларусь, визитной карточкой Белорусской железной дороги.

Впервые железнодорожный вокзал на станции Орша был построен в 1871 году с введением в эксплуатацию железнодорожной линии Москва-Брест. Здание вокзала было деревянным.

В 1912 году было построено новое здание вокзала. Бетонное двухэтажное прямоугольное в плане здание с западной и восточной стороны имело по две 4-гранные колонны с зубчатым парапетом.

В середине 30-х гг. XX века пассажиропоток через Оршу значительно увеличился, возникла необходимость в расширении вокзала. Был разработан проект достройки вокзала, и за три предвоен­ных года были выполнены некоторые работы по внутренней планировке и отделке, а также наружное обустройство.

В годы Великой Отечественной войны здание вокзала было частично разрушено.

Послевоенное время

 В 1944 году началось восстановление здания вокзала в соответствии с первоначальным проектом.

В конце 1947 года вокзал был пол­ностью восстановлен.

По замыслу архитектора Н. И. Туманской были внесены значительные из­менения в его архитектурно-художественное оформление, был установлен памятник К. С. Заслонову по про­екту А. И. Азгура.

В 1953 году здание вокзала было достроено, на за­падной и восточной сторонах был надстроен второй этаж. В западной части Оршанского вокзала в 1973 году было сооружено остекленное помещение, в котором разместилась дикторская.

В 1980 году вокзал украсили новые ин­терьеры, была выполнена частичная перепланировка помещений.

Таким вокзал оставался до 2002 года. Кроме косметических ремонтов ни­каких работ не производилось. В 2002–2004 годах проводилась реконструкция вокзала, которая в основном касалась внутренней перепланировки, благоустройство территотии вокруг вокзала.

При сохранении общего архитектурного исторического облика здания интерьеры внутренних помещений полностью реконструированы, выпол­нены в современном стиле, с применением европейских технологий и ма­териалов, была проведена полная модернизация оборудования вокзального ком­плекса, позволившая значительно улучшить условия обслуживания и пре­бывания как пассажиров, так и работников вокзального комплекса.

Монументальное прямоугольное в плане здание вокзала размещено вдоль железнодорожных путей, занимает островное положение. Здание складывается из трех объемов: центрального и двух боковых. Фасады центрального корпуса с северной и южной сторон выделены входным порталом с широким арочным проемом, отделанным колоннами и лепными барельефами. В интерьере использованы мрамор, лепные детали и плафоны.

Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 14.05.2007 года здание Оршанского железнодорожного вокзала наделено статусом историко-культурной ценности.

На привокзальной площади установлен в 1984 г. пассажирский паровоз серии П-36 в ознаменование трудовых подвигов оршанских железнодорожников и в связи с 40-летием освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков.

  • Вокзал станции Орша, конец 19 - начало 20 века
  • Вокзал станции Орша, 1967 год
  • Вокзал станции Орша. Фото Андрея Вашкова.
  • Интерьер вокзала. Фото Андрея Вашкова.