Вокзал станции Орша

Вокзал станции Минск-Пассажирский

Первый Минский железнодорожный узел возник в 1873 году.

История вокзала

Виленский вокзал в Минске, начало 20 века

Первый Минский железнодорожный узел возник в 1873 году. В официальной газете «Минские губернские ведомости» за 1873 г. имеется следующая информация, относящаяся к дате официального открытия минского пассажирского железнодорожного вокзала:

«…Местная хроника. Минск 13 января. В воскресенье 14 [26] января*, назначено после торжественного молебствия, столь нетерпеливо нами ожидаемое открытие движения по участку Ландваро-Роменской железной дороги между Минском и Вилейкой. Завтра в 3 часа пополудни выйдет первый пассажирский поезд…».

С введением в эксплуатацию Ландваро-Роменской дороги, были построены и основные сооружения вокзала, который назывался Виленским. На площади, прилегающей к перрону, были возведены деревянные павильоны. В одном из павильонов размещен вокзал, в дру­гих — контора станции, поликлиника, ремесленное училище и другие объекты, свя­занные со строительством станции.

Что собой представлял в то время вокзал станции Минск?

По рапорту правительственного инспектора, проводившего осмотр дороги, отмечалось, что здание вокзала темное и сырое, необходима замена цветных стекол в окнах и холщовой драпировки на них — они создают темноту в помещении. Кроме того, от навеса, пристроенного к зданию со стороны путей и защищавшего ожидающих поезда пассажиров от дождя и снега, тень падала на зал.

Станция относилась ко второму классу и имела 2 пассажирских и 2 товарных платформы, 1 паровозное здание с малыми мастер­скими, одно водоемное здание, 12 стрелок и крестовин и 3 524,5 саженей разверну­той длины пути. Возглавлял станцию Склифосовский Василий Васильевич.

В 1890 году к вокзалу подведена линия конно-железной дороги от Соборной площади (ныне — Свободы). В районе вокзала интенсивно застраивались улицы: Бобруйская, а также, ныне не существующие Петербургская и Сергиевская, Михайловская (ул. Кирова), Николаевская (ул. Ульяновская).

В 1890 году на месте деревянных построек стали сооружать каменные здания вокзала, положившие начало тому вокзалу, которым мы пользовались до недавнего времени. Строилось оно три года. Рядом с вокзалом над путями был возведен пешеходный мост, который существовал до открытия пассажирского тоннеля в 1964 году.

К 90-м годам XIX века окончательно сформировалась Привокзальная площадь в виде вытянутого прямоугольника вдоль Бобруйской улицы. В 1891 году Либаво-Роменская дорога переходит в ведение казны. Одной из первых забот новой администрации стало расширение Минского вокзала, проект которого в 1896 году составил инженер Щербаков.

Оккупация Минска немцами (1918 год), а затем белополяками (1919-1920 гг.) нанесли станции значительный урон. Здание вокзала было сожжено. В сохранившейся от пожара части после освобождения города оборудовали помещение дежурного по станции и еще 2-3 служебные комнаты. Для обслуживания пассажиров приспособили деревянное одноэтажное здание, в котором ранее помещался телеграф и телефонная станция.

С 1920 по 1925 гг. здание вокзала реконструировалось. Появился второй этаж, где разместились комнаты отдыха и администрация. Здание имело оригинальное оформление с башенками наверху и флагштоками. Обширная Привокзальная пло­щадь той поры с цветочной клумбой посредине выглядела очень привлекательно. В центре — памятник жертвам 1905 года. Вокруг клумбы — трамвайное кольцо, по кото­рому ходил трамвай.

Увеличивался объем пассажирских перевозок и поэтому встал вопрос о расширении вокзала.

В 1940 году была осуществлена реконструкция вокзала по проекту архитектора И. Рочаника. При этом были сохранены фундаменты и стены над одноэтажными частями здания, надстроен второй этаж. Но вскоре грянула война. Немецкие войска при отступле­нии сожгли и разрушили вокзал. От него остались одни стены.

 

 

 

3 июля 1944 года.

В результате успешного осуществления операции «Багратион» советские войска ранним утром 3 июля 1944 года вошли в Минск.


Первым в здание вокзала станции Минск-
Пассажирский ворвался старший сержант 220-й Оршанской стрелковой дивизии Афанасий Ляпустин и водрузил над зданием Красное знамя.

С первых дней освобождения начались работы по восстановлению путей, средств связи, налаживанию движения поездов. Начались работы и по восстановлению здания вокзала.

В 1945 году через станцию Минск-Пассажирский прошли прямые поезда из Москвы на Берлин. Вокзал был восстановлен полностью в 1949 году и в таком виде практически про­существовал до 1991 года.

Давным-давно назрел вопрос о сооружении нового вокзала. Старый не только катастрофически мал, здесь сгнило и износилось все, что могло сгнить и износиться. Заключение сделали специалисты института «Белспецпроектреставрация»: «Реставрация вокзала невозможна и нецелесообразна из-за значительной утраты конструктивных элементов и полной утраты архитектурных деталей и декора. По этим же соображениям невозможно экспонирование фрагментов или деталей старого объе­ма.

В 1975 году был проведен конкурс на лучший проект нового вокзального комплекса, победителями которого стали два института — Белгоспроект и Мосжелдорпроект.

В 1980 году институтом Мосжелдорпроект разработано технико-экономическое обоснование со строительным объемом комплекса 224 000 куб. м., в 1984 году институтом разработан технический проект первой очереди, по которому в 1985 году было начато строительство комплекса двумя Генподрядчиками: трестом Белтрансстрой — здание над путями (конкорс) и тоннель под ним и концерном Минскстрой (Стройтрест № 7) служебно-техническое здание (комната отдыха пассажиров, комната матери и ребенка, администрация станции и вокзала).

Строительство нового вокзального комплекса

1985 год — начато строительство здания над путями (конкорса),тоннеля под ним и служебно-технического здания. Строительство первой очереди комплекса было завершено в 1990 году.

В 1991 году старое здание вокзала, прослужившее около 120 лет, было снесено и Стройтрест № 7 начал работы по возведению второй очереди вокзального комплекса. Однако, из-за ограниченности средств и неудовлетворительных архитектурных решений запроектированного здания, строительство было приостановлено. Повторно был проведен конкурс, в котором участвовали 7 проектных коллективов. Предпочтение было отдано институту Минскпроект, который предложил решение — строительство железнодорожного вокзала с подземным уровнем и комплексным благоустройством привокзальных площадей, в составе которого было предусмотрено два вокзала: Северный и Южный. Это обусловлено генеральным планом развития Минска, так как с Северной площади к вокзалу прибывает 65% пассажиров, а остальные — с Южной.

Учитывая большую стоимость комплекса, продолжительность строительства, ограниченность в средствах, Правительством Республики было принято решение о строительстве его очередями.

Первой очередью строительства вокзала предусматривалось сдача в эксплуата­цию Конкорса и административного здания.

Архитектурный ансамбль Привокзальной площади города Минска заполнился еще одним строением — 13-этажным административным зданием железнодорож­ного вокзала в 1990 году. Два этажа занимает комната матери и ребенка, на четырех — разместилась гостиница, а остальные этажи отданы для работников объединенно­го дорожного бюро, группы учета и отчетности, справочного бюро и других служб.

В ноябре 1990 года принимала своих первых посетителей гостиница «Экспресс», которая занимает 48 комнат и может обслужить одновременно 163 пассажира. Она предназначена для обслуживания транзитных пассажиров, а также железнодорож­ников, прибывших в командировку в г. Минск.

Введен в эксплуатацию и зал ожидания, так называемый «КОНКОРС», где рабо­тают точки общепита и мелкорозничной торговли, размещены почта, телеграф, аптечный киоск, справочное бюро вокзала.

 

    

Новый вокзал

30 декабря 2000 года в канун Нового года, нового века и нового тысячелетия был принят в эксплуатацию новый вокзал.
В его торжественном открытии принял участие президент страны А. Г. Лукашенко, премьер- министр В. Ермошин, вице-премьер Г. Новицкий, глава Администрации Президента М. Мясникович, мэр Минска М. Павлов и другие официальные лица.

Прежде всего, это главный кор­пус вокзала, стеклянный фасад которого украшает прилегающую площадь. Это здание было удостоено диплома международной академии архитектуры. Внутри него на первом этаже — так называемый операционно-распределительный зал с электронными информационными табло и выходами на первую платформу. Здесь же лестницы и эскалаторы, ведущие на второй этаж, откуда можно попасть в зал отдыха «КОНКОРС», а также помещения инженерного центра, радиоузел и дру­гие технические службы.

30 декабря 2002 года принята в эксплуатацию вторая очередь комплекса. Акт приемки объекта, законченного строительством, в эксплуатацию утвержден Советом Министров РБ, Премьер-министром РБ Новицким Г. В.

Долгострой превратился в грандиозный вокзальный комплекс, уникальное архитектурное и строитель­ное сооружение. Залы ожидания для пассажиров и кафе, бу­феты и магазины, тоннели и кассы — вот далеко не полный пе­речень того, что построено, возведено, открыто.

Общая площадь введенного комплекса составила 35 512,2 квадратных метра. Главный архитектор проекта Крамаренко В. В.

При сооружении вокзала, а в нем участвовало более 50 строительных организа­ций во главе с генподрядчиком — концерном «Минскстрой», было использовано немало материалов, конструкций и технологий, которые раньше в республике не применялись.

Вместо установки множества обогревательных радиаторов и конвекторов для отопления на всех этажах была применена система подогрева пола. А отделка фа­садов здания гранитом впервые в республике производилась методом сухой обли­цовки на нержавеющих закладных деталях, что предотвращает отслоение плит под действием морозов и сырости, и, в конечном счете, позволит долго обходиться без ремонта. Установленное необходимое оборудование — белорусского производства, а эскалаторы изготовлены в Санкт-Петербурге.

Здание вокзала Минск-Пассажирский было удостоено диплома международной академии архитектуры.

  • Здание Виленского вокзала
  • Здание Виленского вокзала, конец 19 века
  • Привокзальная площадь, начало 20 века
  • Главный перрон Виленского вокзала, конец 19 века
  • Вокзал станции Минск-Пассажирский, 60-е годы
  • Вокзал станции Минск-Пассажирский, 1990 г.
  • Новое здание вокзала станции Минск-Пассажирский, 30 декабря 2000 года
  • Вокзал станции Минск-Пассажирский
  • Интерьер нового здания вокзала, 30 декабря 2000 года
  • Зал ожидания вокзала после реконструкции, 7 ноября 2013 года