Андреев Андрей ГригорьевичВолодько Евгений Иванович

Шкапич Степан Ильич

Время было непростое: распад СССР повлек за собой раздел активов и основных фондов среди бывших союзных республик. Это коснулось и железных дорог.

"Из всех способностей самая трудная и самая редкая — это умение управлять".

Соммери

Шкапич Степан Ильич

За годы службы Степан Ильич был награжден
знаком «Почетный железнодорожник»;
орденом «Знак Почета».

Родился 26 октября 1952 года в д. Березляны Ивановского района Брестской области.

Яркая личность Степана Ильича проявилась на всех этапах его жизненного пути. Начал свою трудовую карьеру в 1975 году на должности дежурного по станции Брест-Восточный. Будучи молодым специалистом, стремился к глубокому и всестороннему познанию всех сфер деятельности железнодорожного транспорта, пройдя постепенно все ступени карьерной лестницы: поездной диспетчер, начальник станции, старший диспетчер отделения дороги, заместитель начальника службы движения по вычислительной технике, начальник оперативно-распорядительного отдела — заместителя начальника, а в последствии и начальник службы движения Белорусской железной дороги.

За активную работу по организации перевозочной работы на Белорусской железной дороге Министр путей сообщения СССР Н. С. Конарев наградил, а потом лично в г. Бресте вручил молодому специалисту Знак Почетного железнодорожника.

В период 1984—1988 гг.  Шкапич С.И., работая в должности первого заместителя Начальника Гомельского отделения Белорусской железной дороги, успешно защищает кандидатскую диссертацию в г. Москве во Всесоюзном заочном институте инженеров железнодорожного транспорта, по направлению создания автоматизированных системы управления оперативными перевозками на железнодорожном транспорте.

За организацию работ по поставке материалов и обеспечению перевозок в зону ликвидации аварии после взрыва в Чернобыле на АЭС в 1986 году Степан Ильич был отмечен Верховным Советов СССР и награжден орденом «Знак Почета».

С 1988 года работал в должности начальника Могилевского отделения Белорусской железной дороги. Основное внимание в данный период было уделено устранению последствий Чернобыльской катастрофы, активно развивалась социальная инфраструктура предприятия, в первую очередь строительство жилья.

Активная практическая деятельность успешно сочеталась у Степана Ильича с научной работой, он заканчивает аспирантуру Всесоюзного заочного института инженеров транспорта. А в декабре 1992 года защищает диссертацию и ставится доктором транспорта, академиком Академии транспорта Российской Федерации.

Начальником Белорусской железной дороги Шкапич С.И. был назначен в 1990 году, принеся с собой много новых идей, которые за три года работы в этой должности сумел реализовать на практике. Основные из них — внедрение отраслевой системы управления с созданием отраслевых дорожных предприятий, выведенных из подчинения отделений дороги, техническое переоснащение локомотивных и вагонных депо до уровня заводов, инвестиционные проекты по поставке путевой техники, замена парка грузовых локомотивов, электричек, пассажирских и грузовых вагонов, развитие дорожного диспетчерского центра перевозок.

Время было непростое. Распад СССР повлек за собой раздел активов и основных фондов среди бывших союзных республик. Это коснулось и железных дорог. Старая правовая база уже не работала, новой еще не было создано. В это время по инициативе Белорусской железной дороги и Министерства путей сообщения РФ руководителями органов управления железнодорожным транспортом и железных дорог государств — членов СНГ подписывается Соглашение об основных принципах работы железных дорог СНГ на переходный период.

В это время Шкапич С. И. проводит ряд научных исследований по вопросам экономического функционирования железных дорог в условиях формирования на пространстве СССР независимых государств. Результатами данных исследований явились монографии рассматривающие существующие экономические условия работы железных дорог СНГ, обоснование научно-методических положений установления уровня тарифов и согласованной тарифной политики стран СНГ, логистического управления товаропроводящей сети, формирования скоординированной тарифной системы России, стран СНГ и Балтии в условиях перехода к рыночной экономике и рыночным концепциям ценообразования.

В феврале 1993 года Шкапич С.И. постановлением Верховного Совета Республики Беларусь был назначен Министром транспорта и коммуникаций РБ. В это время формируется новая транспортная политика, подписывается ряд международных соглашений и договоров в области авиационного, железнодорожного и автомобильного транспорта. Республика Беларусь становится полноценным субъектом международного транспортного права и обеспечивает надежное функционирование на пространстве всех видов транспорта.

В 1994 году на заседании Совета по железнодорожному транспорту государства-участников Содружества, Степан Ильич избирается заместителем Председателя дирекции Совета.

В 1995 г. для координации экономического взаимодействия вновь образованных Государств-участников СНГ был создан Межгосударственный экономический комитет Экономического союза (г. Москва). По предложению Премьер-министр РБ на должность директора Департамента сотрудничества в области транспорта и связи, транспорта и коммуникаций назначают С. И. Шкапича. Он занимает эту должность с 1995 по 1999 гг. С 1999 по 2003 гг. работает начальником транспортного регулирования в области транспорта и связи Департамента транспорта и коммуникаций зоны свободной торговли, начальником отдела транспорта и коммуникаций Департамента межотраслевого сотрудничества Исполнительного комитета Содружества Независимых Государств (г. Москва).

В 2003 году назначается на должность Советника Посольства Республики Беларусь в Российской Федерации Министерства иностранных дел Республик Беларусь.

В 2008 году после завершения контракта с Министерством иностранных дел Республики Беларусь был назначен директором ПРУП «Брестский электротехнический завод» Белорусской железной дороги (ныне ОАО «Брестский электротехнический завод»), где работал по 2017 год.