Cерия П36Серия ТГМ1

Тепловоз серии ВМЭ1

Венгерский маневровый тепловоз с электрической передачей, тип 1 постройки завода МАВАГ (Ganz MÁVAG), поставлявшийся в Советский Союз с 1958 года.

Основные характеристики

Год постройки 1958
Осевая формула 2О-2О
Мощность двигателя 600 л.с.
Рабочая масса 74,5 т
Конструкционная скорость 80 км/ч

 

Расположение оборудования на тепловозе серии ВМЭ1

Подробнее о тепловозе

В 1956 году на путях Московско-Курско-Донбасской железной дороги некоторое время проходил эксплуатационные испытания тепловоз типа 2о—2о, построенный на заводе Ганц-Маваг в Венгерской Народной Республике. В соответствии с принятой в то время на заводе системой тепловоз имел заводское обозначение типа DVM2. Длина тепловоза по буферам равнялась 11290 мм, диаметр новых колес — 1040 мм, конструкционная скорость — 65 км/ч, масса в рабочем состоянии — 60 т, запас топлива — 1000 кг, воды — 600 кг.

Тепловоз серии ВМЭ1 первой партии
 

После возвращения опытного тепловоза на завод и частичного перепроектирования его с 1958 года завод Ганц-Маваг начал изготовлять для железных дорог Советского Союза тепловозы, которые получили обозначение серии ВМЭ1, что означало венгерский, маневровый с электропередачей, 1-й тип; заводское обозначение типа было DVM4.

Кузов тепловоза серии ВМЭ1 был капотного типа, главная рама кузова, сваренная из листовой стали, опиралась через скользящие опоры на две двухосные тележки; тележки с балками коробчатого сечения имели поперечные шкворневые брусья. Тяговое и тормозное усилия от тележек на раму кузова передавались через шкворни. На тележках были установлены электродвигатели с опорноосевой подвеской; редуктор был выполнен односторонним с передаточным числом 73 : 21 = 3,476. Колеса имели диаметр 1050 мм; буксы были с роликовыми подшипниками СКФ.

Тепловоз был оборудован пневматическим тормозом системы Кнорр и ручным. Воздух для тормозной системы поступал от двухступенчатого трехцилиндрового компрессора МК-135 производительностью 1500 л/мин. Тормозные колодки располагались с двух сторон каждого колеса.

На тепловозе был установлен 16-цилиндровый четырехтактный бескомпрессорный (предкамерный) дизель типа ХVI-IV170/240 системы Ганц—Ендрашик с V-образным расположением цилиндров. Диаметр цилиндров составлял 170 мм, ход основного поршня — 240 мм, прицепного — 246,5 мм.

На тепловозе были установлены четыре шестиполюсных тяговых электродвигателя ТС32-44/14 с последовательным возбуждением и принудительной вентиляцией.

Первые тепловозы серии ВМЭ1 поступили на станции Ленинградского железнодорожного узла для маневровой работы с пассажирскими составами, так как для грузовых составов эти локомотивы оказались слабы. Затем тепловозы этой серии были направлены на Прибалтийскую железную дорогу, где, помимо выполнения маневровой работы, обслуживали небольшие пригородные поезда на Таллинском и Рижском узлах. Единичные локомотивы поступили на Южную, Белорусскую, Одесско-Кишиневскую и Львовскую железные дороги.

Основная часть тепловозов серии ВМЭ1 была исключена из инвентаря в период 1975—1985 гг.

Тепловоз ВМЭ1 на Белорусской железной дороге

Первые тепловозы серии ВМЭ1 (ВМЭ1-040, ВМЭ1-042) поступили на Белорусскую железную дорогу в мае 1960 года в локомотивное депо Минск. Следующие два тепловоза ВМЭ1-047, ВМЭ1-049 поступили в локомотивное депо Гомель в июне 1960 года. Пятой машиной на Белорусской железной дороге стала ВМЭ1-127 (локомотивное депо Брест, сентябрь 1961 г.). После трехлетнего перерыва началось массовое поступление этих тепловозов на Белорусскую железную дорогу (более половины 200-х номеров).