Cерия ДДБ1Серия ДР1Б

Тепловоз серии ТЭП70БС

Пассажирский тепловоз с электрической передачей производства Коломенского завода.

Технические характеристики серии ТЭП70БС

Год начала выпуска серии 2002
Колесная формула 30-30
Сцепная масса, т 135 
Нагрузка от колесной пары, кН (22,5 тс) 221
Конструкционная скорость, км/ч 160
Сила тяги расчетного режима, кН 167
Скорость расчетного режима, км/ч 48 
Длина но осям автосцепок, мм 21 700
Диаметр колеса, мм 1220
Передача электрическая, переменно-постоянного тока
Полная мощность, кВт 2942 кВт

 

История создания тепловоза

Увеличение веса и скорости пассажирских поездов в 1970-е годы XX века требовало применения на некоторых линиях более мощных, чем ТЭП60 тепловозов. На Приволжской и Октябрьской дорогах стали применять тепловозы 2ТЭП60. Но применение двухсекционных тепловозов вызывало и двукратное увеличение расходов. Требовалось создание тепловоза, имеющего мощность большую, чем ТЭП60, но без значительного увеличения веса тепловоза.

Тепловоз в цеху Коломенского завода

Задачу проектирования тепловоза, отвечающего таким требованиям, выполнила группа конструкторов Коломенского тепловозостроительного завода под руководством Ю.В.Хлебникова.

Первый тепловоз по новому проекту был построен в июне 1973 года. Тепловоз получил обозначение ТЭП70-0001. В 1974–1975 годах были построены тепловозы 0002, 0003, 0004, в 1977–1978 годах – 0005, 0006, 0007. Опытные тепловозы ТЭП70 стали поступать в депо Орша Белорусской железной дороги для эксплуатационных испытаний. Тепловоз ТЭП70-0005 прошел теплотехнические и динамические (по воздействию на путь) испытания.

Кузов тепловоза был изготовлен из низколегированной стали и алюминиевых сплавов. Кузов — несущий, ферменно-раскосного типа. Опирание кузова на тележки через две центральные маятниковые опоры с резиновыми амортизаторами и четырьмя боковыми цилиндрическими винтовыми пружинами. Тележки были выполнены аналогично тележкам тепловоза ТЭП60, но имели отличия ввиду того, что колесные пары выполнены диаметром по кругу катания 1220 мм.

Конструкция

Пульт машиниста тепловоза ТЭП70БС

Современный пассажирский магистральный тепловоз ТЭП70БС с энергоснабжением вагонов поезда, мощностью 4000 л.с., конструкционной скоростью 160 км/ч, первый образец которого был построен в 2002 году, имеет модульную конструкцию, которая принята на предприятии как базовая для создания унифицированного ряда новых локомотивов.

Тепловоз ТЭП70БС предназначен для вождения пассажирских поездов повышенной комфортности на магистральных железных дорогах колеи 1520.

Необходимость закупки тепловозов ТЭП70БС на Белорусскую жедезную дорогу вызвана износом и исключением из инвентарного парка тепловозов ТЭП60.

В 2006 году тепловозы поступили в локомотивное депо Минск.

Отличительной особенностью тепловозов ТЭП70БС является возможность электроснабжения вагонов пассажирского поезда, которая в настоящее время на Белорусской железной дороге не используется.

Тепловозы ТЭП70БС водят поезда на участках Минск—Молодечно—Гродно, Минск—Вильнюс, Минск— Гомель—Бахмач.

    

По состоянию на март 2012 года было выпущено 165 тепловозов. Индекс БС означает «Борис Саламбеков».

 

Саламбеков Борис Константинович был начальником Октябрьской железной дороги, начальником Главного управления вагонного хозяйства Министерства путей сообщения СССР, генерал-директором тяги II ранга.

 

Был награжден тремя орденами Ленина, орденом Отечественной войны 1-й степени, двумя орденами Трудового Красного Знамени, орденом «Знак Почета», медалями, в том числе «За оборону Ленинграда», тремя знаками «Почетный железнодорожник».