Cерия М62Серия ТЭМ2

Тепловоз серии ТЭП60

Первый советский пассажирский тепловоз Коломенского завода.

Технические характеристики

Мощность 1840 кВт
Конструкционная скорость 160 км/ч
Осевая характеристика 30-30
Служебная масса тепловоза 126 т
Нагрузка на рельсы от одной колесной пары 21,5 т
Запас топлива 6400 кг
Дизель 11Д45, двухтактный

 

Схема тепловоза ТЭП60

Подробнее о тепловозе

Тепловозы ТЭП60 получили широкое распространение в пассажирском движении на магистральных железных дорогах СССР. Тепловоз ТЭП60 был первым советским специально спроектированным пассажирским тепловозом в то время как ТЭ7 были по сути модифицированными версиями грузовых ТЭ3.

Первый тепловоз серии ТЭП60 был построен Коломенским тепловозостроительным заводом им. В.В.Куйбышева и испытан на Октябрьской железной дороге в 1960 году. Проектирование его было выполнено коллективом специалистов завода под руководством заместителя главного конструктора по локомотивостроению Г.А.Жилина.

Конструкция тепловоза

Построенный тепловоз имел сварной кузов несущей конструкции с двумя кабинами управления, опиравшийся на две трехосные тележки. Силовая конструкция кузова, несущая основные виды нагрузок, состояла из двух продольных труб, по бокам которых располагались балки коробчатого сечения, связанные с трубами и между собой четырьмя шкворневыми балками. Рама тележки была выполнена из штампованных и литых элементов, соединенных сваркой. Обшивка кузова — дюралюминий, и в связи с невозможностью сварки пришлось применить соединение обшивки с рамой заклепками. По концам кузова размещались ударно-тяговые приборы — автосцепки СА-3.

Пульт машиниста тепловоза ТЭП60

Бесчелюстные буксы соединялись с рамой тележки традиционными для советского локомотивостроения двумя резинометаллическими поводками, расположенными на разных уровнях с разных сторон буксы. К нижней части корпуса букс прикреплены буксовые балансиры, на концы которых опирались цилиндрические пружины. На крайние пружины опиралась через резиновые амортизаторы рама тележки, а на каждую пару промежуточных пружин опирались концы балансиров. Внутри балансиров имеются листовые рессоры.

Тяговые электродвигатели имели опорно-рамное подвешивание системы французской фирмы Альстом. Привод от тягового двигателя к колесным парам был осуществлен при помощи полого вала, который соединялся с колесными центрами поводками, имевшими на концах резинометаллические элементы. Тяговая передача была односторонняя, прямозубая.

На тепловозе был установлен 16-цилиндровый двухтактный дизель 11Д45 серии ДН23/30 номинальной мощностью 3000 л.с., спроектированный для этого тепловоза Коломенским заводом. На тепловозе были установлены тяговые электродвигатели ЭД-101 мощностью 310 кВт (в дальнейшем при выпуске тепловоза применены двигатели ЭД-105, а позже — ЭД-108).

Электрическое оборудование для тепловоза было спроектировано и изготовлено на Харьковском заводе «Электротяжмаш». Принцип действия электропередачи такой же, как у тепловозов серий М62 и ТЭ10.

Тепловозы ТЭП60 на Белорусской железной дороге

Первые тепловозы ТЭП60 пришли на Белорусскую дорогу в январе 1970 года с Коломенского завода в депо Витебск. Это были тепловозы с номерами 0344-0350, 0352-0354 и т.д. Одновременно с этим в феврале 1970 года с Приднепровской железной дороги (ТЧ Мелитополь, ТЧ Днепропетровск) стали поступать и более ранние номера, в том числе 0016, 0032, 0040, 044.

По состоянию на 2012 год Белорусская железная дорога является единственной дорогой, которая эксплуатирует тепловозы ТЭП60.

Самый старый тепловоз, находящийся в эксплуатации — ТЭП60-0241, который поступил в марте 1968 года в депо Смоленск, а позже, в декабре 1979 года был передан в депо Витебск, где и работает по сей день.

Самый новый тепловоз ТЭП60 Белорусской железной дороги — ТЭП60-0836.

Тепловозы ТЭП60 эксплуатируются в локомотивных депо Минск, Витебск и Орша. Ранее эксплуатировались в локомотивном депо Брест.

Именные тепловозы серии ТЭП60

Тепловоз ТЭП60-630 «Петр Румянцев» приписан к локомотивному депо Минск. Во­зит пассажирские поезда как по территории Беларуси, так и за ее пределами.

Тепловоз ТЭП60-631 «Василий Коз­лов» приписан к локомотивному депо Минск. Работает в пасса­жирском движении на всей дороге.

Тепловоз ТЭП60-774 «Дмитрий Гвишиани» приписан к локомотивному депо Минск. Рабо­тает в пассажирском движении как по Белару­си, так и за ее пределами.

Тепловоз ТЭП60-835 «Владимир Окорков» (постановление № 20/3 от 15 марта 1982 года) приписан к локомотивному депо Минск. Возит пассажирские составы по всей дороге.

  • ТЭП60-774 «Дмитрий Гвишиани»
  • ТЭП60-630 «Петр Румянцев»
  • ТЭП60-835 «Владимир Окорков»
  • ТЭП60-631 «Василий Козлов»