Cерия НвСерия Щ

Паровоз серии Ов

Грузовой паровоз серии Ов 1893 года. Работал на всех железных дорогах Беларуси

На протяжении века паровоз был основным локомотивом железнодорожной сети старой России и Советского Союза. Особая любовь и добрая память в сердцах нескольких поколений машинистов выпали на долю товарного паровоза серии Ов, получившего в народе ласковое прозвище «овечка»

Основные характеристики

Осевая формула 0-4-0
Масса в рабочем состоянии 50–55 т
Длина локомотива 9672 мм
Конструкционная скорость 50—55 км/ч
Мощность 550—720 л.с.
Диаметр цилиндров 500/730 мм
Ход поршня 650 мм
Cила тяги 8,7—9,5 тс
Длина тендера 6647 мм (3-осный), 9020 мм (4-осный)
Объём баков для воды 16 м³ (3-осный тендер), 23 м³ (4-осный тендер)
Запас топлива 7 т

 

Схема паровоза серии Ов

Подробнее о паровозе

Первые цеха Коломенского завода

История создания паровоза серии «Ов» восходит к концу 80-х годов прошлого столетия. В то время увеличение веса поездов было наиболее целесообразным путем роста грузооборота железнодорожной сети, что требовало, однако, увеличения силы тяги локомотива, мощности паровой машины и, следовательно, сцепного веса локомотива (приходящегося на движущие колеса). Значительно утяжелив паровоз, пришлось бы заменять рельсы более прочными и усиливать железнодорожное полотно. Чтобы избежать такой огромной, непосильной для Государственной казны работы, надо было создать оригинальный паровоз: экономичный, более мощный, с малой нагрузкой на рельсы, надежный и простой в обслуживании.

 

Бельгийский инженер Эджид Вальсхарт

В 1889 году известный русский инженер В.Лопушинский совместно с конструкторами Коломенского машиностроительного завода разработал проект более мощного товарного паровоза с колесной формулой О-4-0. Однако паровозы расходовали больше топлива, чем предполагали разработчики. Поэтому было намечено внести еще 99 изменений в конструкцию машины. Наконец удалось поднять котловое давление до 12 кг/см2, увеличить диаметр цилиндра низкого давления до 740 мм, улучшить парораспределительный механизм и повысить конструкционную скорость с 45 км/ч до 50 км/ч. Этому-то локомотиву в 1912 году и присвоили серию Ов.

Парораспределительный механизм Вальсхарта

Серия Ов товарного паровоза «Нормального типа 1901 года» в начале ХХ века была принята в качестве основного типа имперских железных дорог, а индекс «в» означал, что на паровозах применено улучшенное парораспределение системы Вальсхарта.

Со второй половины 20-х гг. XX столетия более мощные новые паровозы серии Э, выпускавшиеся в изрядных количествах, начали вытеснять «овечек» сначала с главных, а затем и с второстепенных дорог.

Паровоз серии «Ов» на стыке ХIХ и ХХ веков был самым массовым, заводы, на которых он производился, выпустили более 7000 экз. До первой мировой войны он работал с товарными поездами, во времена первых пятилеток — на маневровой работе или малозагруженных направлениях, после Великой Отечественной войны — на подъездных путях различных предприятий. Паровоз проявил себя безотказной и неприхотливой машиной, простой в ремонте и обслуживании, потребляя в качестве топлива не только уголь, но и мазут, дрова, торф…

Доводилось «Овечке» выполнять и другую работу: паровоз становился «кочегаркой», давая тепло и пар, воевал, одевшись в броню. Именно легкая «Овечка» выводила бронепоезда на боевые позиции, ведь другие, более тяжелые паровозы не смогли бы выдержать груз навешенного на них металла. И паровоз, и тендер покрывался броневыми листами, а на тендере устраивалась броневая рубка командира бронепоезда. Бронепаровоз, для работы которого требовалось снабжение водой раз в сутки, а топливом — через сутки, применялся для движения только в боевых условиях. Для обычного следования бронепоезда с базы применялся так называемый «черный» (без брони) паровоз. Один из таких локомотивов, паровоз бронепоезда «Красновосточник», находится на открытой площадке Центрального музея Вооруженных сил в Москве.

Бронепаровоз бронепоезда «Красновосточник». Центральный музей Вооруженных сил в Москве.

Бронепоезд «Красновосточник» построен в 1917 году рабочими главных мастерских Средне-Азиатской железной дороги в городе Кизил-Арват в годы гражданской войны. В период Великой Отечественной войны в октябре 1943 года бронепоезд из Ташкента перегнали в локомотивное депо Москва-Пассажирская Курская, где он прошёл модернизацию и перевооружение, а затем воевал на Южном фронте.

Бронепаровоз из состава бронепоезда «Красновосточник» создан на основе паровоза «Ов«-5067 1896 года.
Масса бронепаровоза — 120 т.
Толщина брони — 30 мм.
Вооружение — один 12,7-мм пулемёт.
Экипаж — 5-6 чел.

Паровозы серии Ов эксплуатировались вплоть до 1960-х годов, сдав трудовую вахту тепловозам и электровозам. Последним участком, на котором паровозы серии Ов использовались для поездной работы, была тупиковая линия Забайкальской железной дороги «Чернышевск-Букачача», на которой эти паровозы проработали до 1964 года.

Сегодня их осталось очень мало, в большинстве своем те, что не отправлены на переплавку, ржавеют на запасных путях. Те, которым повезло чуть больше, заняли места на постаментах, став памятниками ушедшему времени. А самые везучие блистают на киноэкранах, их можно увидеть в таких фильмах, как «Анна Каренина», «Сибирский цирюльник», «Статский советник».

Паровоз серии Ов на марках