Cерия ЛСерия П36

Паровоз серии ЛВ

Советский магистральный грузовой паровоз, производившийся с 1952 по 1956 г.

Был создан на Ворошиловградском паровозостроительном заводе с учетом опыта проектирования, постройки и эксплуатации паровоза серии Л, за что получил у железнодорожников прозвища Лебедянка и Лебедь (как и паровоз Л). Один из самых совершенных советских паровозов.

Основные характеристики

Год постройки 1952
Осевая формула 1-5-1
Длина локомотива 14 789 мм
Рабочая масса паровоза 121,5 т
Масса порожнего паровоза 109,8 т
Сцепная масса 90,1/98,6 т
Нагрузка от движущих осей на рельсы 18,0—18,2 тс
Конструкционная скорость 80 км/ч
Мощность 2420—2 600 л.с.
Диаметр движущих колес 1500 мм
Диаметр бегунковых колес 900 мм
Диаметр поддерживающих колёс 1 050 мм
Давление пара в котле 14 кг/см²
Испаряющая поверхность нагрева котла 236,9 м²
Поверхность нагрева пароперегревателя 136,5 м² (№ 1),
149,2 м²
Площадь колосниковой решетки 6,46 м²
Диаметр цилиндров 650 мм
Ход поршня 800 мм
Длина тендера 9 921 мм (4-осный тендер), 13 255 мм (6-осный тендер)

 

Основные размеры паровоза серии ЛВ

Подробнее о паровозе

В 1948 года Главное управление паровозного хозяйства МПС внесло предложение на базе паровоза типа 1-5-0 серии Л создать паровоз типа 1-5-1 с сохранением сцепной массы 91 т. Такая идея была обусловлена «весовым напряжением» паровоза серии Л и невозможностью применить на нем устройства, повышающие его тепловую экономичность, в частности установить подогреватель питательной воды. В 1949–1951 гг. на Ворошиловградском паровозостроительном заводе велось проектирование и строительство такого грузового паровоза типа 1-5-1, а в начале 1952 года новый паровоз ОР18-01 поступил на железную дорогу. Несмотря на то, что у него основные размеры паровой машины (диаметр цилиндров, ход поршней), диаметр движущихся колес (1500 мм), сцепная масса (91 т) и давление пара (14 кгс/см2) остались такими же, как и у паровоза серии Л, он представлял собой новый, более совершенный тип локомотива, отличавшийся от паровоза серии типа Л как по конструкции и размерам ряда узлов, так и по своим тягово-теплотехническим характеристикам.

В течение 1953 года паровоз ОР18-01 проходил эксплуатационные испытания на участке Люблино—Серпухов Московско-Курско-Донбасской железной дороги. С учетом результатов испытаний Ворошиловградский завод выпустил опытную партию из трех таких паровозов: в конце 1953 года — ОР18-002, в начале 1954 года — ОР18-003 и ОР18-004. Паровозы были направлены для работы на Московско-Курско-Донбасскую и Красноярскую дороги.

Новое обозначение серии — ЛВ

Во второй половине 1954 года завод построил установочную партию паровозов (№ 0005—№ 0010). В процессе выпуска этой партии паровозы получили новое обозначение серии — ЛВ, что означало: локомотив создан с учетом опыта проектирования, постройки и эксплуатации паровозов серии Л, но по чертежам Ворошиловградского завода (проект 49); четырехосный тендер типа ПЗЗ был заменен (с паровоза № 0006) шестиосным типа 58, ранее примененным на паровозах серий ОР21 и П36.

Паровозы серии ЛВ изготовлялись Ворошиловградским заводом в 1955 году (112 шт., № 0011 — № 0122) и продолжали строиться в 1956 году (400 шт., № 0123—№ 0522). По своим основным размерам они не отличались от опытного паровоза ОР18-01, но имели некоторые конструктивные изменения, в частности крыши будки машиниста, конуса, крепления котла, балансира задней тележки и ее рамы.

Паровоз серии ЛВ № 0202 в музее железнодорожной техники локомотивного депо Брест Брестского отделения Белорусской железной дороги

 

Паровозы серии ЛВ работали на ряде магистральных линий. Последние паровозы серии ЛВ были сняты с эксплуатации в середине 70-х годов.