Cерия ТГМ3Серия ТЭ2

Электропоезд серии ЭР9

ЭР9 (Электропоезд Рижский, 9-й тип) — серия электропоездов переменного тока, выпускавшихся с 1962 года на Рижском вагоностроительном заводе для железных дорог СССР.

Основные характеристики

Конструкционная скорость 130 км/ч
Часовая мощность 10-вагонного состава 3640 кВт
Масса тары моторного вагона 60 т
Масса тары прицепного вагона 37 т
Масса тары головного вагона 39 т
Число мест 1022
Среднее ускорение разгона до 60 км/ч 0,6 м/с2
Ширина кузова по гофрам 3521 мм
Высота оси автосцепки на головном вагоне со стороны кабины 1170 мм
Высота оси автосцепки на прицепных и моторных вагонах 1150 мм

 

Основные размеры головного вагона электропоезда ЭР9

Подробнее об электропоезде

В конце 1961 года Рижский вагоностроительный и Рижский электромашиностроительный заводы выпустили двухвагонную секцию (моторный и головной вагоны) серии ЭР9, которые незначительно отличались от вагонов электропоездов ЭР7К, фактически являясь их разновидностью.

Двухвагонная опытная секция ЭР9-01
 

В начале 1962 года новая секция испытывалась на экспериментальном кольце ЦНИИ МПС, а со второй половины этого года началась постройка десятивагонных электропоездов ЭР9. Моторные вагоны строились Рижским вагоностроительным заводом (RVR), прицепные (головные и промежуточные) — Калининским вагоностроительным заводом, тяговые электродвигатели и ряд аппаратов — Рижским электромашиностроительным заводом, трансформаторное оборудование — Таллинским заводом ртутных выпрямителей, выпрямительные установки — Саранским заводом «Электровыпрямитель» и Таллинским заводом ртутных выпрямителей, главные воздушные выключатели — заводом «Уралэлектроаппарат», а затем - Нальчикским заводом высоковольтной аппаратуры.

Моторный вагон электропоезда ЭР9 весит 59,2 т, прицепной — 37,0 т, головной — 39,0 т. Число мест для сидения в вагонах соответственно 110, 108 и 68.

Кузова вагонов — цельнометаллические сварные несущей конструкции. В основном элементы конструкции кузовов те же, что и в кузовах вагонов электропоезда ЭР2. Различны лишь элементы для размещения и установки электрического оборудования, специфического для электропоезда переменного тока. Например, для подвески тягового трансформатора, выпрямительной установки и сглаживающего реактора в раме моторного вагона установлены более мощные поперечные балки. Также предусмотрены места для крепления главного выключателя (ГВ) на крыше вагона и для высоковольтного ввода на торцовой стене.

Модернизации электропоезда ЭР9

ЭР9П

Данная модификация выпускалась с 1964 года. В отличие от ЭР9, выпрямительные установки (ВУ) расположены под кузовом вагонов, вследствие чего была модернизирована схема моторного вагона — убрана часть аппаратов охлаждения ВУ. Охлаждение производилось принудительно вентилятором, насаженным на вал фазорасщепителя. В поезде № 307 была изменена подвеска редуктора, с серповидной перешли на стержневую. На моторные вагоны были добавлены авторегуляторы, для автоматической регулировки штоков тормозных цилиндров. Также была изменена внутренняя отделка салонов и тамбуров. В 1974 году в поезде № 345 была изменена форма лобовых частей головных вагонов (с круглой на квадратную).

ЭР9М

Данная модификация выпускалась с 1976 года. В отличие от ЭР9 и ЭР9П. у электропоездов ЭР9М высоковольтный кабельный ввод в моторных вагонах заменен шинным вводом, размещающимся в высоковольтной шахте (шкаф в середине моторного вагона), применена новая выпрямительная установка, в салонах установлены полумягкие диваны, вместо деревянных сидений как в ЭР9П и ЭР9 (по аналогии с ЭР2 с номера 1112). Впоследствии шинный высоковольтный ввод установлен также на большинстве ЭР9П. В выпрямительной установке применены лавинные диоды, в результате уменьшились число диодов (со 144 до 84 шт.) и размеры ящика выпрямительной установки. Его размещение и охлаждение (от вентилятора, установленного на валу фазорасщепителя) не изменились.

Серия ЭР9М используется Российскими железными дорогами, Белорусской железной дорогой, Литовскими железными дорогами, Украинскими железными дорогами и Узбекистанской железной дорогой.

ЭР9Е

Данная модификация выпускалась с 1981 по 1987 год. Отличаются от ЭР9М естественным охлаждением силового оборудования: радиатор выпрямительной установки охлаждается набегающим потоком воздуха, сглаживающий реактор, в отличие от ЭР9М, погружен в масло трансформатора и охлаждается вместе с трансформатором; масляный радиатор, в свою очередь, тоже обдувается только набегающим потоком. Фазорасщепитель механической нагрузки на валу не имеет.

ЭР9Т

Данная модификация выпускалась с 1988 года и вплоть до прекращения выпуска этой серии Рижским заводом в 1996 году. Эта модификация имела модернизированные тележки, тяговые двигатели и реостатный тормоз. В октябре 1996 года был построен электропоезд ЭР9ТМ-801, который в марте 1997 года поступил в эксплуатацию в депо Минск-Северный Белорусской железной дороги. При постройке электропоезда применен новый комплект электрооборудования производства РЭЗ, такой же, как и на электропоездах серии ЭД9Т, из-за чего в обозначении серии был добавлен индекс «М» — модернизированный.

Внешне ЭР9Т легко отличить от прочих модификаций по установленным на крышах моторных вагонов тормозным реостатам.

Электропоезда серии ЭР9 на Белорусской железной дороге

Первые электропоезда ЭР9 производства Рижского вагоностроительного завода поступили на Белорусскую железную дорогу в 1963 году для обслуживания открытого 7 декабря 1963 года пригородного электрифицированного участка Минск—Олехновичи.

Электропоезд ЭР9Т-719

По мере расширения полигона электрификации расширились участки обращения пригородных электропоездов. Первоначально участки Минск—Молодечно и Минск—Осиповичи были электрифицированы исключительно для работы пригородных электропоездов.

Обслуживание и эксплуатация электропоездов было организовано в ТЧ-9 — моторвагонном депо Минск.

Позже на Белорусскую железную дорогу поступили электропоезда серии ЭР9П.

В 1980–1990-х годах происходило обновление подвижного состава. В моторвагонное депо Минск приходили электропоезда ЭР9М, ЭР9Е и ЭР9Т, а электропоезда ЭР9 и ЭР9П передавались на другие дороги.

В 1996 году в моторвагонное депо Минск был поставлен последний электропоезд — ЭР9ТМ-801, который является единственным в серии.

После этого выпуск электропоездов семейства ЭР9 был завершен.

Именные электропоезда серии ЭР9Т

Электропоезд ЭР9Т-707 (постановление № 90/11 от 22 ноября 1982 года) имени Героя Советского Союза Л.М.Дова­тора приписан к моторвагонному депо Минск, работает в пассажирском движении на направлениях Брест—Минск—Орша и Молодечно—Минск—Осиповичи.

Электропоезд ЭР9Т-700 имени Героя Советского Союза Николая Чепика (постановление № 82/36 от 22 октября 1984 года) приписан к моторвагонному депо Минск, работает в пассажирском движении на направлениях Брест-Минск-Орша, Молодечно—Минск—Осиповичи.

Электропоезд ЭР9ТМ-801 «Евгений Володько» (постановление № 27/45 от 21 декабря 1998 года) приписан к локомотивному депо Минск, работает в пассажирском движении на направле­ниях Брест— Минск—Орша и Молодечно—Минск—Осиповичи.

  • Электропоезд ЭР9Т-707 имени Героя Советского Союза Л. М. Доватора
  • Электропоезд ЭР9Т-700 имени Героя советского Союза Николая Чепика
  • Электропоезд ЭР9ТМ-801 «Евгений Володько»